О блаженной жизни

Луцилия приветствует Сенека!
Я думаю, согласен ты со мной:
Как тело — ищет внешние успехи,
Души потребность — в том, что в ней самой.

Из неразумной и разумной части
Слагается душа , и господин
В ней разум, соотносит все, и счастлив,
Кто видит в Боге — к счастью путь один.

Наш разум, обладай он совершенством,
Помог бы наилучший путь избрать —
Открыл бы суть любви: порог блаженства,
Когда дарить приятнее, чем брать.

В блаженной жизни есть «покой и воля»,
Для тех, чей разум истину найдет,
Которой, как любви, не учат в школе.
Что мудрым дар, и Богу подойдет.

Что честному для блага не хватает?-
Ничто, иначе — в том источник благ!
Случайное нас за руку хватает,
Но, нет причин поднять его на флаг.

Великий Антипатр писал об этом,
Что внешнее блаженству — как пенек…
Он будто недоволен солнца светом,
И ждет еще какой-то огонек.

Для тех, кто, недоволен тем что честно,
Покой и наслажденья звать готов:
Покой — помощник мудрости известный,
А наслажденья — благо для скотов.

И ты относишь, не к мужам, но, к людям…
Существ, что в наслажденьях видят смысл?
К первейшим, после Бога?! Ближе путь им —
К животным, что от корма раздались.

«Первейшее искусство человека
Есть добродетель, вверена ей плоть,
Способная лишь есть и пить от века.»
В победе духа — мудрости оплот.

«К здоровью и отсутствию страданий
Стремлюсь ли я?» — С природою в ладу,
Стремлюсь, но, только в меру ожиданий
разумного… я к ужину иду.

Я выбираю чистоту одежды,
Кто — человек, опрятным должен быть.
Но, благо — не в вещах, и не в надеждах
Иметь их больше, о душе забыв.

Души одежда — это наше тело,
Считай, что и о теле я сказал.
Я не стремлюсь к здоровью оголтело,
Не в радость — ножны, если туп кинжал.

Так говорят: Блажен мудрец, конечно…
Но, высшего блаженства не постичь,
Когда его терзает боль увечья,
Нет сил, ходить не может — паралич…

Однако ты при этом допускаешь,
Что может быть блажен и счастлив он,
Лишь высшее блаженство отрицаешь… —
Как?! Он лишился сил, взойдя на склон?

Приятное, равно как неприятность,
Есть в нашей жизни, но они — вне нас.
И сталкивать не могут нас обратно,
С вершин, будь то блаженство, иль Парнас.

Да, в облаках порой закрыто солнце,
Но это не препятствует ему:
Оно — не то, что видим из оконца.
(Мне объяснять не нужно — почему?)

Так добродетель: беды и обиды
Не тронут, прикоснувшись к ней слегка,
На время прикрывая своим видом,
Как солнце затеняют облака.

Нам говорят: Раз слаб мудрец здоровьем,
Хотя он не несчастен, но, не рад…
Мне мерзка эта логика коровья,
Где мудрость, вместе с глупостью — салат.

Как сравнивать почтенное с презренным?
Случайное с великим уравнять?
Доступное лишь разума прозренью
На крепость ног здоровых обменять?

«И льдом и кипятком вода бывает,
А между ними — теплая вода.» —
Благ мудрости от бед не убывает…
Сравненье это — просто ерунда.

Кто поддается — как остановиться? —
Лишь добродетель держит наверху,
И мудрым не дает под склон катиться,
Когда безумье тянет нас к греху.

Блаженства ни прибавить, ни убавить:
Оно не в привходящих мелочах,
Ни горе, ни страдания не вправе
Дух погасить, сияющий в очах.

Чем мерим благо?- Немощью, пороком…
Блаженные не ищут синекур!
«Последний день — блаженство!»- Тяжким роком
Был поражен бессмертный Эпикур.

Его наследник, выродившись духом,
Твердит нам, что мудрец — ни то, ни сё…
Не верь, мой друг, безумным этим слухам —
Кто мудр, тот от падения спасён.

Пороки порождают безнадежность,
Любой ценой цепляются за жизнь.
Не сознавая наших тел ничтожность,
За них готовы душу положить.

В Божественное может ли не верить,
Кто сам частица Бога? Все вокруг —
Есть Бог. И для души раскрыты двери,
Чтоб вновь войти в благословенный круг.

Душа — в пути, хвала идущим смело,
Не глядя на монеты серебра:
Их алчность откопала… ради тела,
В богатстве душ — источники добра.

Пускай душа владеет всей природой,
Оставь ее хозяйкой всех вещей.
Тот, в чье владенье все дано от рода,
Богаче удрученных богачей.

С таких высот душа, хозяйка плоти,
Заботится, не подчиняясь ей,
Иначе плоть в оковы заколотит,
И дух смирится с тем, что плоть — сильней.

Для тех. кто ходит стричься то и дело,
Что до волос отрезанных концов?
Душа спокойно расстается с телом:
«Пусть мертвые хоронят мертвецов.»

«Что мне гробница? — Все верну природе!»
Так Меценат сказал среди пиров…
Он был велик и мужествен от роду…
Но, сильно распустился.
Будь здоров.

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *