Об одушевленности благ

Луцилия приветствует Сенека!
Ты хочешь знать — что значат существа:
Разумность, справедливость? Или греки
Их выдумали? Это — лишь слова?

В них следует признать одушевленность?-
Пустые упражнения ума…
Я это говорю определенно,
Но, поясню, как нужно понимать…

Рассмотрим для начала добродетель:
Она есть состояние души,
А, значит (это знают даже дети) —
Нельзя одушевленность отрешить.

Одушевленность всякого искусства
Никто из нас не станет отрицать.
Бушуют в нас разрозненные чувства,
У каждого — не менее, чем …дцать.

И, если чувство существом считаем,
То ровно столько в нас живет существ,
И каждый, как планета, обитаем…
Движенья чувств — читай: обмен веществ?

Я — человек, и существо живое,
Но, тело обитания — одно…
Никто не скажет мне, что нас в нем двое,
Пока не выпьет в доме все вино!

Любой предмет считается отдельно,
Раз он самостоятельный предмет.
(Надеюсь, это ясно всем предельно)
Одна душа во мне, а больше — нет.

Я говорил, что думаю иначе…
В страстях, пороках — тоже есть душа?
Тогда — и в слове, в мыслях, даже в плаче?-
Не так проблему следует решать.

Мы видим в добродетельности много
Различных чувств, основа их — душа.
Без добродетели — прожить не могут?_
Как, уместившись, ей не помешать?!

«Нет, эти чувства — словно части тела.»-
Как «головы у гидры» — у души?
И каждое творит, что захотело?
Что — страшно?!- А меня — уже смешит…

Взять справедливость: да, она полезна:
С ней всякий поступает хорошо.
Но «существа» названье — слишком лестно,
Все наши чувства движимы душой.

До самой смерти, кто рожден собакой,
Не превратится в лошадь и свинью.
Хоть чувства в нас меняются, однако,
Одной душой — все чувства сознают.

Душа никак не может поделиться,
Принадлежа различным существам!
(Я, право, начинаю веселиться,
О глупостях рассказывая вам).

Уместно здесь скорей негодованье,
Чем спор. Возьми два разных существа:
Они различны только лишь названьем? —
Нет, суть отлична — разница в словах.

Воистину: велик умом Создатель!
При множестве разрозненных вещей,
Сумел им всем отличия придать Он,
Избегнув повторения вообще.

Лишь, если существо одушевленно,
Оно способно действовать само.
Не добродетель,- человек, с пеленок,
Воздействует на мир своим умом.

Любое существо, от ощущений —
Приходит к побуждению, затем —
К согласию. Простой пример движений —
Согласное явленье душ и тел.

А разум — разве может дать согласье
Себе на то, чтоб выйти погулять?
(Хотя, встречал… без разума, но, к счастью,
Их, часто удается исцелять.)

Одушевленность признавая в благе,
Придем к забавным выводам спеша:
Коль благо — это мужество под флагом,
Не в флаге ли скрывается душа?!

Себя пощекочу еще, потешу,
(Как глупость тянет — только приступить!):
Земному существу нужна одежа?-
Тогда и справедливость — хочет пить?

Затем определиться нужно с формой,
Вместившей добродетель или зло.
Пусть круглое — Божественному норма:
Добро — как шар, а зло — рога козлов?

Позволь мне перестать «жевать мочало»,
Еще Хрисипп явил ума пример:
Отверг «руководящее начало»
(Предписанное мерой всяких мер).

Коль человек талантлив — изваянье
Способен сделать, песни сочинять…
Душа — одна, но может состоянье
Согласно добродетелям менять.

Вопрос закрыт. И, не прими в обиду:
Душа в стихах не может выступать.
Иначе мы признаем Энеиду
Твореньем круглым…о шести стопах…

Представь себе таких существ обличья,
Как силлогизмы или солецизм…
«О, глупости унылое величье!
Где в мыслях — блуд, там в слове — онанизм.»

Учи меня не на словах, на деле:
Как храбрым стать, как крепость чвств создать?
Чтоб выстрелов угрозы не задели,
Чтоб силы, в моей немощи, придать.

Фортуна может собственным оружьем
И вознести, и казни предавать…
Воитель Александр, утратив дружбу,
Великий смысл ей начал придавать.

Какими заблужденьями одержан
Он был в завоеваниях земель!
Власть — в той душе, что тело в рамках держит,
А не в приказах властных пустомель.

Учи меня: священна справедливость!
Учи: забыть тщеславие, молву!
Чтоб безвозмездность жертвы опалила
Мне душу ярким светом наяву!

Не «по награде» принимай решенье:
Пусть ищут славы толпы шулеров…
Будь справедлив — готовься к поношенью!
(Для мудрого — не в тягость.)
Будь здоров.

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *