Зевс и Аполлон 5 (1)

Зевс и Аполлон спорили, кто лучше стреляет из лука. Натянул Аполлон лук и пустил стрелу, а Зевс одним шагом взял и шагнул на столько, сколько пролетела его стрела.

Мораль басни:

Так и всякий, кто тягается с сильным, лишь потерпит неудачу и станет посмешищем.

Осел и лягушки 0 (0)

Осел, навьюченный дровами, переходил через болото. Поскользнулся он, упал, не смог подняться и начал стонать и кричать.
Болотные лягушки услыхали его стоны и сказали:
«Любезный, ты только что свалился, и уже так ревешь; а что бы ты делал, если бы сидел здесь столько, сколько мы?»

Мораль басни:

Эту басню можно применить к человеку малодушному, который падает духом от самых малых неприятностей, между тем как другие спокойно выносят и более тяжкие.

Рыбак 0 (0)

Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод, пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего не получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они бьются, сказал: «Негодные вы твари: играл я вам — вы не плясали, перестал играть — пляшете».

Мораль басни:

Басня относится к тем, кто все делает невпопад.

Рыбак и рыбешка 0 (0)

Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку.
Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее — ведь она так мала, — а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы.
Но рыбак сказал: «Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой».

Мораль басни:

Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

Пчелы и Зевс 0 (0)

Пчелам было жалко отдавать людям свой мед, и они явились к Зевсу с просьбой дать им силу поражать жалом всякого, кто подойдет к их сотам. Рассердился на них Зевс за такую злобу и сделал так, чтобы, ужалив кого-нибудь, они тотчас теряли жало, а вместе с ним и жизнь.

Мораль басни:

Эта басня относится к людям злобным, которые сами себе приносят вред.

Орел и лисица 0 (0)

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу.

Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал.

Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный?

Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем.
Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Мораль басни:

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

Лисица и виноград 0 (0)

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Мораль басни:

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Голодные собаки 0 (0)

Голодные собаки увидели в реке шкуры, которые там отмачивались, но не могли их достать и тогда сговорились сначала выпить воду, а потом уже добраться до шкур. Принялись они пить, но только лопнули, а до шкур не добрались.

Мораль басни:

Так иные люди в надежде на прибыль берутся за опасные труды, но скорее губят себя, чем добиваются желаемого.

Волк гнался за ягненком 0 (0)

Волк гнался за ягненком. тот забежал в храм. Волк стал его звать обратно: ведь если его поймает жрец, то принесет в жертву богу.
Ответил ягненок:
«Лучше мне стать жертвой богу, чем погибнуть от тебя».

Мораль басни:

Басня показывает, что если нужно умереть, то лучше умереть с честью.

Путники и медведь 0 (0)

Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.

Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо? А тот в ответ:
«Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!»

Мораль басни:

Басня показывает, что настоящие друзья познаются в опасности.

Осел и мул вместе шли по дороге 0 (0)

Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них у обоих одинаковая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое.
Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмочь; тогда он снял с него часть поклажи и переложил на мула.
Прошли они еще немного, и заметил он, что осел еще больше выбивается из сил; опять стал он убавлять ослу груз, пока наконец не снял с него все и не переложил на мула.
И тогда обернулся мул к ослу и говорит:
«Ну как по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?»

Мораль басни:

Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по концу.

Осел в львиной шкуре 0 (0)

Осел натянул львиную шкуру и стал расхаживать, пугая неразумных животных.
Завидев лисицу, он и ее хотел напугать; но та услышала, как он ревет, и сказала ему:
«Будь уверен, и я бы тебя испугалась, кабы не слышно было твоего крику!»

Мораль басни:

Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают себя своими же разговорами.

Пастух и море 0 (0)

Пастух пас стадо на берегу моря. Увидел он, какое море спокойное и тихое, и захотелось ему пуститься в плавание. Продал он овец, купил фиников, погрузил их на корабль и отплыл. Но разразилась страшная буря, корабль перевернулся, весь товар погиб, и сам он едва доплыл до берега. А когда снова наступила тишь, увидел он, что стоит на берегу человек и восхваляет спокойное море.
И сказал ему пловец:
«Эй, любезный, никак морю и от тебя фиников захотелось?»

Мораль басни:

Так часто разумным людям мука бывает наукой.

Ласточка и птицы 0 (0)

Как только зацвела омела, ласточка догадалась, какая в ней таится опасность для пернатых; и, собрав всех птиц, она стала их уговаривать.

«Лучше всего, — говорила она, — вовсе вырубить дубы, на которых растет омела, если же это невозможно, то нужно лететь к людям и умолять их не пользоваться силой омелы для охоты на птиц». Но птицы не поверили и осмеяли ее, и она просительницей полетела к людям. За ее сообразительность люди ее приняли и оставили жить у себя.

Вот почему остальных птиц люди ловят и едят и только ласточку, просившую у них убежища, не трогают, позволяя ей спокойно гнездиться у них в домах.

Мораль басни:

Басня показывает: кто умеет предугадывать события, тот легко уберегается от опасностей.

Петухи и куропатка 0 (0)

Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка, он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи стали ее бить и гнать, и с горечью куропатка подумала, что невзлюбили они ее за то, что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с другом бьются до крови, и сказала про себя:
«Нет, больше я не жалуюсь, что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят».

Мораль басни:

Басня показывает, что умным людям легче переносить обиды от соседей, если они видят, что те и ближних своих не щадят.