Лебедь 0 (0)

Говорят, что лебеди перед смертью поют. И вот один человек увидел, как на базаре продавали лебедя, и купил его, потому что наслышался его пения. Однажды, собираясь угощать гостей, попросил он лебедя спеть на пиру; но тот отказался.
Однако вскоре потом, почуяв свою близкую смерть, стал он себя оплакивать песней; и, услышав это, сказал хозяин:
«Ежели поешь ты только перед смертью, надо было тогда мне, дураку, не просить тебя о песне, а зарезать».

Мораль басни:

Так и некоторые люди, не пожелав что-нибудь сделать по доброй воле, должны бывают это сделать по принуждению.

Коварный 0 (0)

Некий коварный человек побился с кем-то об заклад, что покажет, как лживы предсказания дельфийского оракула. Он взял в руки воробья, прикрыл его плащом, вошел в храм и, став против оракула, спросил, что он держит в руке — живое или неживое?
Если ответ будет: «Неживое» — он хотел показать живого воробья;
если: «Живое» — задушить его и показать мертвого.
Но бог понял его злой умысел и сказал:
«Полно, голубчик! ведь от тебя самого зависит, живое оно или неживое».

Мораль басни:

Басня показывает, что божество обмануть невозможно.

Волк и козленок 0 (0)

Козленок отстал от стада, и за ним погнался волк. Обернулся козленок и сказал волку:
«Волк, я знаю, что я — твоя добыча. Но чтобы не погибнуть мне бесславно, сыграй-ка на дудке, а я спляшу!»
Начал волк играть, а козленок — плясать; услышали это собаки и бросились за волком.
Обернулся волк на бегу и сказал козленку:
«Так мне и надо: нечего мне, мяснику, притворяться музыкантом».

Мораль басни:

Так люди, когда берутся за что-нибудь не вовремя, упускают и то, что у них уже в руках.

Крестьянин и змея 0 (0)

Змея подползла к сыну крестьянина и ужалила его насмерть. Крестьянин, не помня себя от горя, схватил топор и засел возле ее норы, чтобы убить ее сразу, едва она покажется.

Выглянула змея, и ударил он топором, но по змее не попал, а расколол возле норы камень. Однако потом стало ему страшно, и стал он просить змею помириться с ним.

«Нет, — ответила змея, — ни я не могу тебе добра желать, глядя на трещину в камне, ни ты мне — глядя на могилу сына».

Мораль басни:

Басня показывает, что после сильной вражды не легко бывает примирение.

Слепец 0 (0)

Один человек незрячий умел про каждое животное, которое ему давали в руки, на ощупь угадать, что это такое. И вот однажды ему подложили волчонка; он его ощупал и сказал, раздумывая:
«Не знаю, чей это детеныш — волка, лисицы или еще какого подобного животного, — и одно только знаю: в овечье стадо его лучше не пускать».

Мораль басни:

Так свойства дурных людей часто бывают видны и по их наружности.

Зимородок 0 (0)

Зимородок — это птичка, которая любит уединение и всегда живет в море; и чтобы укрыться от птицеловов, она, говорят, вьет себе гнездо в прибрежных скалах.

И вот, когда пришла ей пора нести яйца, она залетела на какой-то мыс, высмотрела себе над морем утес и свила там гнездо.

Но однажды, когда она вылетела на добычу, море от сильного ветра разбушевалось, доплеснуло до самого гнезда, залило его, и все птенцы потонули. Вернулась птичка, увидела, что случилось, и воскликнула:
«Бедная я, бедная! Боялась я опасности на суше, искала прибежища у моря, а оно оказалось еще того коварнее».

Мораль басни:

Так и некоторые люди, опасаясь врагов, неожиданно страдают от друзей, которые много опаснее.

Мальчик-вор и его мать 0 (0)

Мальчик в школе украл у товарища дощечку и принес матери. А та не только его не наказала, но даже похвалила.
Тогда в другой раз он украл плащ и принес ей, а она приняла это еще охотнее. Время шло, мальчик стал юношей и взялся за кражи покрупнее.

Наконец, поймали его однажды с поличным и, скрутив локти, повели на казнь; а мать шла следом и колотила себя в грудь.
И вот он сказал, что хочет что-то шепнуть ей на ухо; подошла она, а он разом ухватил зубами и откусил ей кусок уха.

Стала мать корить его, нечестивца: мало ему всех его преступлений, так он и родную мать еще увечит! Перебил ее сын:
«Кабы наказала ты меня, когда я в первый раз принес тебе краденую дощечку, — не докатился бы я до такой судьбы и не вели бы меня сейчас на смерть».

Мораль басни:

Басня показывает: если не наказать вину в самом начале, она становится все больше и больше.

Голубка и ворона 0 (0)

Голубка, откормленная в голубятне, хвасталась, как много у нее птенцов.
Ворона, услыхав ее слова, сказала:
«Перестань, любезная, этим хвастаться: чем больше будет у тебя птенцов, тем горше будешь ты оплакивать свое рабство».

Мораль басни:

Так и среди рабов несчастнее всех те, кто в рабстве рождает детей.

Тунец и дельфин 0 (0)

Тунец, спасаясь от дельфина, с громким плеском несся прочь; дельфин чуть было не схватил его, как вдруг тунец с разлету выскочил на берег, а вслед за ним, разогнавшись, вылетел и дельфин.

Оглянулся тунец, увидел дельфина уже при смерти и сказал:
«Теперь мне и умереть не жалко, раз я вижу виновника моей гибели гибнущим вместе со мной».

Мораль басни:

Басня показывает, что люди легче переносят свои несчастья, если видят, как бедствуют и виновники этих несчастий.

Путники 0 (0)

Шли два путника по дороге. Один из них нашел топор, а другой воскликнул:
«Вот нам и находка!»

Первый ответил:
«Неверно говоришь: не нам находка, а мне находка».

Немного спустя столкнулись они с хозяевами, потерявшими топор, и те погнались за ними. Тот, у кого был топор, крикнул другому:
«Вот нам и погибель!»

Другой ответил:
«Неверно говоришь: не нам погибель, а тебе погибель, — ведь когда ты нашел топор, то не взял меня в долю!»

Мораль басни:

Басня показывает: кто в счастье не делится с друзьями, тот в несчастье будет ими покинут.

Гиена и лисица 0 (0)

Говорят, что гиены каждый год меняют свой пол и становятся то самцами, то самками.
И вот однажды гиена, встретив лисицу, стала ее корить: она, гиена, хочет стать ей подругой, а лисица ее отвергает.
Но та ответила:
«Не меня кори, а свою породу — из-за нее не могу я знать даже, будешь ли ты мне подругой или другом.»

Мораль басни:

Против человека двуличного.

Собака и повар 0 (0)

Собака зашла в поварню и, пока повару было не до нее, стащила сердце и бросилась бежать.
Обернулся повар, увидал ее и крикнул:
«Смотри, любезная, теперь не уйдешь! Не мое ты сердце стащила, но мне свое отдашь!»

Мораль басни:

Басня показывает, что часто ошибки людей бывают им наукой.

Олень, убегая от охотников 0 (0)

Олень, убегая от охотников, очутился около пещеры, в которой жил лев, и вбежал туда, чтобы спрятаться. Но схватил его лев, и, погибая, олень молвил:
«Злополучный я! убегал от людей, а попал зверю в когти!»

Мораль басни:

Так иные люди из страха перед малыми опасностями бросаются в большие беды.

Борей и Солнце 0 (0)

Борей и Солнце спорили, кто сильней; и решили они, что тот из них победит в споре, кто заставит раздеться человека в дороге.

Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду. Стал Борей еще сильнее дуть, а человек, замерзая, все плотнее кутался в одежду. Наконец, устал Борей и уступил человека Солнцу.

И Солнце сперва стало слегка пригревать, а человек понемногу принялся снимать с себя все лишнее. Тогда Солнце припекло посильнее, и кончилось тем, что человек не в силах был вынести жары, разделся и побежал купаться в ближайшую речку.

Мораль басни:

Басня показывает, что часто убеждение бывает действеннее, чем сила.

Олень и лев 0 (0)

Олень, томимый жаждой, подошел к источнику. Пока он пил, заметил он свое отражение в воде и стал любоваться своими рогами, такими большими и такими ветвистыми, а ногами остался недоволен, худыми и слабыми. Пока он об этом раздумывал, появился лев и погнался за ним. Олень бросился бежать и далеко его опередил: ведь сила оленей — в их ногах, а львов сердцах.

Пока места были открытые, олень бежал вперед и оставался цел, но когда добежал до рощи, то запутались его рога в ветвях, не мог он дальше бежать, и лев его схватил.
И, чувствуя, что смерть пришла, сказал олень сам себе:
«Несчастный я! в чем боялся я измены, то меня спасло, а на что я больше всего надеялся, то меня погубило».

Мораль басни:

Так часто в опасностях те друзья, которым мы не доверяли, нас спасают, а те, на которых надеялись, — губят.