Цветы 5 (2)

По утрам умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой,
И спросил я: — А как назывались? —
И мерещилось многие дни
Что то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались — «анютины глазки».

Узнала 0 (0)

В дверь из метели старик-водовоз
Утром вошел, и Аленка сказала:
— Мама, ты видишь, пришел Дед-Мороз,
Я его сразу-пресразу узнала!

Маленькая Лили 0 (0)

Две маленькие
Лили —
лилипуты
увидели на иве желтый прутик.
Его спросили Лили:
— Почему ты
не зеленеешь,
прутик-лилипутик? —
Пошли
за лейкой
маленькие Лили,
на шалости не тратя ни минуты.
И так усердно,
как дожди не лили,
на прутик лили
Лили —
лилипуты.

Я умру в крещенские морозы 0 (0)

Я умру в крещенские морозы
Я умру, когда трещат березы
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый
Разобьется с треском,
и в потемки
Уплывут ужасные обломки
Сам не знаю, что это такое…
Я не верю вечности покоя!

Воробей 0 (0)

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

«Воробей» Рубцова

Николай Михайлович Рубцов — русский лирический поэт из глубинки Северного края. Нелегкая жизнь в военное и послевоенное время отложила глубокий отпечаток на всем творчестве поэта. Среди его произведений всего двенадцать детских стихов, по-настоящему трогательных и искренних. Одним из самых известных детский стихотворений является «Воробей».

Написан «Воробей» в 1963 году и повествует о нелегкой доле маленькой птички, страдающей от холода и голода. В нескольких строках автор ярко рисует образ воробья, обессилившего и истощенного, из последних сил бросающегося к каждой повозке. Но несмотря на все страдания, он не озлобился и не стал вредным.

Обращение Рубцова к птицам перекликается с народным фольклором, когда все животные наделялись человеческими качествами, умели мыслить и говорить. Маленькие читатели особенно трепетно воспринимают все события, происходящие со зверями, учатся состраданию и сопереживанию. Это особенно ценно в детской литературе, так как именно в детском возрасте формируются моральные и нравственные принципы и устои.

Стихотворение состоит из восьми строк без разделения на строфы. Написаны строки трехстопным анапестом, а многие слова могут показаться незнакомыми, например «подвода», «поклажа». Строки в восьмистишии объединены перекрестной рифмовкой АВАВ. Женские рифмы чередуются с мужскими. Схематично, все стихотворение можно разделить на две части: описание жизни воробья и вывод лирического героя.

Лирический герой произведения — человек глубоко чувствующий, сострадающий и любящий природу. Произведение предназначено для детей, поэтому не изобилует средствами художественной выразительности — единственный эпитет «зернышко бедное». Использование восклицаний и многоточия заставляет обратить внимание на тяготы воробья и задуматься.

Дочитывая произведение, заканчивающееся многоточием, читатель невольно сопоставляет жизнь несчастной птицы и человека. Как часто, испытывая лишения и голод, человек озлобляется, становится нахальней и жестче, проталкивает себе дорогу локтями. Произведение «Воробей» — настоящая ода о смирении и принятии судьбы, благодарности за любое «бедное зернышко».

Произведению более пятидесяти лет, но оно по-прежнему злободневно и актуально. Н.М. Рубцов адресовал его детям, но даже взрослый человек найдет в нем почву для размышлений. Проверенная временем классика учит самому главному — сопереживанию и доброте.

Моя родина милая 0 (0)

Моя родина милая,
Свет вечерний погас.
Плачет речка унылая
В этот сумрачный час.
Огоньки запоздалые
К сердцу тихому льнут.
Детки малые
Все никак не уснут.
Ах, оставьте вы сосочки
Хоть на десять минут.
Упадут с неба звездочки,
В люльках с вами заснут…

На озере 5 (1)

Светлый покой
Опустился с небес
И посетил мою душу!
Светлый покой,
Простираясь окрест,
Воды объемлет и сушу
О, этот светлый
Покой-чародей!
Очарованием смелым
Сделай меж белых
Своих лебедей
Черного лебедя — белым!

Праздник в поселке 0 (0)

Сколько водки выпито!
Сколько стекол выбито!
Сколько средств закошено!
Сколько женщин брошено!
Чьи-то дети плакали,
Где-то финки звякали…

Эх, сивуха сивая!
Жизнь была… красивая!

Лесник 5 (1)

Стоит изба в лесу
сто лет.
Живет в избе
столетний дед.
Сто лет прошло,
а смерти нет,
Как будто вечен
этот дед,
Как вечен лес,
где столько лет
Он все хранил
от разных бед…

Улетели листья 0 (0)

Улетели листья с тополей —
Повторилась в мире неизбежность…
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность!
Пусть деревья голые стоят,
Не кляни ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели?

Из книги Тютчева и Фета 0 (0)

Я переписывать не стану
Из книги Тютчева и Фета,
Я даже слушать перестану
Того же Тютчева и Фета,
И я придумывать не стану
Себя особого, Рубцова,
За это верить перестану
В того же самого Рубцова,
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..

Медведь 0 (0)

В медведя выстрелил лесник.
Могучий зверь к сосне приник.
Застряла дробь в лохматом теле.
Глаза медведя слез полны:
За что его убить хотели?
Медведь не чувствовал вины!
Домой отправился медведь,
Чтоб горько дома пореветь…

Мальчик Вова 0 (0)

Подошла к нему корова.
— Уходи! — сказал ей Вова.
А корова не уходит.
Вова слов уж не находит,
Не поймет, что это значит,
На нее глядит и плачет…

Мальчик Лева 0 (0)

Горько плакал мальчик Лева
Потому, что нету клева.
— Что с тобой?— спросили дома,
Напугавшись пуще грома.
Он ответил без улыбки:
— Не клюют сегодня рыбки…

Ворона 0 (0)

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны…