Если б саблю я взял, если б ринулся с ней,
Красный фронт защищая, сметать богачей,
Если б место нашлось мне в шеренге друзей,
Если б саблей лихой я рубил палачей,
Если б враг отступил перед силой моей,
Если б шел я вперед все смелей и смелей,
Если б грудь обожгло мне горячим свинцом,
Если пуля засела бы в сердце моем,
Если б смерть, не давая подняться с земли,
Придавила меня кулаком, —
Я бы счастьем считал эту гибель в бою,
Славу смерти геройской я в песне пою.
Друг-рабочий, винтовку возьми — и в поход!
Жизнь отдай, если надо, за волю свою.
Короткие стихи о счастье
Я счастлива жить образцово и просто
Я счастлива жить образцово и просто —
Как солнце, как маятник, как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая божия тварь.
Знать: дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый!
Входить без доклада, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато —
Как бог повелел и друзья не велят.
«Я счастлива жить образцово и просто» Цветаевой
В первый год после революции Марина Ивановна Цветаева в своем произведении «Я счастлива жить образцово и просто» ищет опоры в Боге и собственном творчестве.
Стихотворение написано в ноябре 1918 года. Поэтессе в этот момент 26 лет, она проводила мужа на фронт, сама живет в Москве с детьми. На этот период приходится ее служба в информационном отделе одного из комиссариатов. Она обращается к драматургии, пишет пьесы. Рифмы как открытые, так и закрытые. По жанру – элегия, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Лирическая героиня – сама автор. Она спокойно констатирует факт: я счастлива. Причина такого состояния – в том образе жизни, что ведет героиня. Он прост и строг. Нет романтики, взлетов, падений, есть заботы о пропитании, замыслы стихов и внешне непримечательное существование. Она сравнивает свою жизнь с солнцем, маятником, календарем. Вновь поэтесса использует излюбленный пунктуационный знак «тире». Ритм дней словно не зависит от внешних обстоятельств, а ведь вокруг рушилась империя, шла Гражданская война. «Светская пустынница»: героиня живет в мире, будто в пустыне (куда уходили христианские подвижники), не отдавая сердце ни одному из сиюминутных настроений: панике, поиску теплого местечка, сделке с совестью. «Стройного роста»: поэтесса была среднего роста. Здесь имеется в виду, видимо, ее несгибаемость: прямая осанка и гордо поднятая голова. «Премудрой»: эпитет вызывает ассоциации с библейским подтекстом. И вновь сравнение: как Божия тварь (творение). М. Цветаева уверена, что в каждом человеке заложен потенциал познания, мудрости, божественная искра. Во 2 четверостишии она углубляет христианские параллели: Дух ведет ее. В этой строке – единственное восклицание. «Без доклада»: ей были чужды старые условности, а уж новые порядки и правила – и подавно. И опять череда сравнений: как луч, взгляд. То есть, она предпочитает жить с естественностью солнечного луча, с открытым взглядом. «Жить, как пишу»: она чувствует, что в этот период ее творческая манера стала немногословней, проще, глубже. Она одинаково свободно пишет и на злобу дня, и на темы, которые считает вечными. В заключительной строке ее мысли снова обращаются к Богу. Два лексических повтора приоткрывают нравственную дилемму М. Цветаевой того времени: писать так, как велит Бог, сердце, или же следовать конъюнктуре момента, а может – и вовсе замолчать, затаиться (на время или навсегда). В сущности, это стихотворение – своеобразная молитва поэтессы. Напрашивается и перекличка со стихами «Я научилась просто, мудро жить» А. Ахматовой.
В период социальных потрясений М. Цветаева предпочитает жить жизнью души, воплощенной в стихах.
Так как всякий, на время пришедший сюда
Так как всякий, на время пришедший сюда,
Только плачет, что должен уйти навсегда,
Счастлив тот, кто хотя бы мгновенье был счастлив,
А спокойней тому, кто не жил никогда.
О верю, верю, счастье есть
О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть.
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.
Люблю я ропот буйных вод
И на волне звезды сиянье.
Благословенное страданье,
Благословляющий народ.
Люблю я ропот буйных вод.
Есть у сирени темное счастье
Есть у сирени темное счастье —
Темное счастье в пять лепестков!
В грезах безумья, в снах сладострастья,
Нам открывает тайну богов.
Много, о много, нежных и скучных
В мире печальном вянет цветов,
Двухлепестковых, чётносозвучных…
Счастье сирени — в пять лепестков!
Кто понимает ложь единений,
Горечь слияний, тщетность оков,
Тот разгадает счастье сирени —
Темное счастье в пять лепестков!
С чего начинается Счастье
С чего начинается Счастье?
С полосок на тесте твоём,
С УЗИ что сердечко покажет,
С того, что теперь вы вдвоём
Поговорим о счастье
Поговорим о счастье. Вечер.
Стихи. Окурки. Абажур.
Зеленый свет.
Не им ли мечен,
В тоску, как в комнату, вхожу.
Не им ли выдумана птица
Та, синяя,
И дым, и лед.
(…По переулку у Мясницкой
Простая девушка идет.
Идет и думает, наверно,
О культработе и стихах.)
Не он ли вел меня в таверны,
Морским прибоем настигал?
И, заслонив твои ресницы,
Звеня придуманным крылом,
Летела синим светом птица
Сквозь жизнь и сердце — напролом…
(…Ноябрь. Вечер. Первый лед.
По переулку у Мясницкой
Простая девушка идет.)
Вот оно, глупое счастье
Вот оно, глупое счастье,
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихо закат.
Здравствуй, златое затишье,
С тенью березы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
Стелется синею рясой
С поля ночной холодок…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!
А счастье это
А счастье — это купить обои, иметь семью, запастись терпеньем.
А счастье — это на кухне двое, пьют чай и мажут на хлеб варенье.
А счастье — это не Рим и Куба, не куча шмоток, не развлеченье.
А счастье — слишком родные губы, уютный домик и чай с печеньем.
Что есть счастье
Что есть счастье? Ничтожная малость. Ничто.
Что от прожитой жизни осталось? Ничто.
Был я жарко пылавшей свечой наслажденья.
Все, казалось, — мое. Оказалось — ничто.
Счастье бродит по дорогам
Счастье бродит по дорогам
В башмачках хрустальных, старых…
Глупым зайчиком зеркальным
Отражается в глазах.
Счастье прыгает вприпрыжку,
Из колонки пьет горстями,
За столом поет с гостями
И надеется грустя.
Но его не пожалеют,
Не посмотрят, как пригоже,
Странным холодом обвеют,
А на что оно похоже —
Счастье — в стоптанных хрустальных?
Счастье — с зайчиком зеркальным?
Счастье — обликом печальным
Так похоже на тебя.
Каким бывает счастье
Хорошо, когда для счастья есть причина:
Будь то выигрыш ли, повышенье чина,
Отомщение, хранящееся в тайне,
Гениальный стихи или свиданье,
В историческом ли подвиге участье,
Под метелями взращенные оливы…
Но
нет
ничего
счастливей
Беспричинного счастья.
Счастье и горе
Если полюбят друг друга двое
И счастье в обоих сердцах рождается,
То светлые чувства всегда слагаются
И счастье становится больше вдвое!
А если беда на дороге встретится,
То легче вдвоём одолеть кручину.
Ведь горе в любви по-иному мерится,
Оно на двоих непременно делится,
А значит, и меньше наполовину!
Счастье, что в стоге иголка
Счастье, что в стоге иголка.
Счастье, что тонкая нить.
Можно искать его долго.
Рядом оно может быть.
А счастье есть
А счастье есть!
Оно в Твоих глазах,
в Твоей улыбке
и в касаньях рук…
Уходят прочь
обиды, боль и страх,
когда Ты рядом.
Слышишь,
сердца стук
в такт Твоему?
Пусть Ты сейчас далёк…
Пусть между нами сотни километров,
ночей бессонных и ненужных строк…
И вечность из вопросов без ответов…
Но счастье есть!
Он в Тебе одном!
Я так люблю,
как любят только дети…
И я судьбу свою благодарю
за то, что я счастливей всех на свете…
А счастье есть!
Оно в Тебе…