О философии и филологии

Луцилия приветствует Сенека!
Ты не желаешь дожидаться книг,
В которых опишу я, наконец-то,
Все, в чем я вижу доброго родник.

Старайся выбрать груз себе по силам,
Не надорвись под тяжестью камней.
Чем большее душа в себя вместила,
Тем больше места возникает в ней.

Я помню поучения Аттала,
Он юношей для мудрости берег:
Нам с ним обоим польза целью стала —
Один приносит, а другой берет.

К философу придешь — уносишь благо
(На солнце, и не хочешь — загоришь).
В душе трепещет мудрость гордым флагом…
И, вслед за ним, о благе говоришь.

Но, многие приходят просто слушать,
А не учиться… Провести досуг…
Потом, глядишь — повторят в чьи-то уши,
Но, выводов не делают, мой друг!

Других же — возбуждают изреченья
(Они подвижны сердцем и душой):
Готовы на любые злоключенья,
Чтоб похвалил учитель: Хорошо!

О, как порывы юных мне знакомы!
И, как легко от них отговорить…
Немногие доносят и до дому
Настрой, что мог бы жизнь их озарить.

Легко вести путем благих желаний —
У всех в душе благие семена…
За добрым словом мчимся чуткой ланью,
Затем… в пороках достигаем дна.

«У богачей нужда сильней, чем в бедных.
Скупец — к себе недобр, как ни к кому.»
Последний скряга рад обыкновенно
В театре хлопать — за укор ему.

О, если б, не филолог… но, философ…
Простую правду выразил в стихах! —
Она бы овладела, без вопросов,
Любой душой, забывшейся в грехах!

Как воздух легких, проходя сквозь трубы,
Способен над ареной громыхать,
Так — чувства возникают зримо, грубо
В суровой непреложности стиха!

Благая мысль, изложенная прозой,
Проходит душу, не задев ее.
А ритм стиха — впивается занозой,
Как в медный щит — железное копье.

Иной вотще о деньгах рассуждает…
Но, истина проста — цитата здесь:
«Кто хочет меньше — меньше не хватает.
Имеет все, кто хочет то, что есть.»

Услышав это, или нечто вроде,
Мы истине не можем не воздать…
Когда она и к скрягам в душу входит,
Еще сильнее нужно наседать!

Поверить трудно: слушавшим полезна
Во благо им направленная речь!
Ходатай блага с логикой железной
На верный путь способен нас увлечь.

Когда Аттал вставал на бой с пороком,
Я сожалел: как жалок род людской…
Он звался «царь» — подобен был пророкам:
В их слове — Бог всем слышится легко.

Когда он восхвалял простую бедность,
Я сожалел, что сам не оскудел…
И, видя, как излишества мне вредны,
Хотелось брюху положить предел.

Хотя, с тех пор, удержано немного —
Не ем я только устриц и грибов…
Я рыл по «государственным дорогам»
Свой путь к могиле… с помощью зубов.

С тех пор не применяю притираний:
Хочу не пахнуть… И, не пью вина.
С тех пор всю жизнь я избегаю бани:
В потении — мне польза не видна.

То, от чего не смог я воздержаться,
Не так, как прежде радует меня:
От страсти легче вовсе отказаться,
Чем с нею жить, умеренность храня.

Я в юности учился с большим пылом,
Чем занимаюсь этим до сих пор…
Признаюсь здесь в любви… Кто мне внушил? — Он,
Благословенно-мудрый Пифагор.

Наш Пифагор совсем не ел животных,
Как позже Секстий — мяса не вкушал.
Причины у обоих — благородны,
Хотя различны… Секстий написал

(поэтому я ставлю здесь кавычки):
«Где служит удовольствию резня,
Жестокость нам становится привычкой,
Древнейшие привычки изменя.»

Причина Пифагора — в утвержденьи,
Что существует связь «всего со всем».
А, признавая душ переселенье,
Подумаешь: Кого убил и ем?

Так можно съесть… кого-нибудь родного…
Родителя, к примеру, своего…
И близкий дух обречь скитаться снова,
Пока родится тело для него.

Об этом я прочел у Сотиона…
Не только излагал он, дополнял:
«Как можете не видеть в том резона,
Чтоб дух лишь оболочку изменял?-

В природе ничего не погибает,
И души в ней — вершат круговорот:
Был человеком, станет — попугаем,
Или змеей… Потом — наоборот…

Кто знал людей, тот вряд ли не поверит,
Что души их… с животными равны…
Коль все не так — останешься умерен,
А, если так… ты будешь без вины.»

Я год не ел свинину и индеек,
И чувствовал — подвижней стал душой…
В Сардинию сослали иудеев
И, я — от их привычек отошел.

Порывы блага всем в душе звучали —
В словах добра, и в мудром образце!
Кто стать хотел философом в начале,
Филологом становится в конце…

Прочтя: «Бежит безжалостное время…»
Грамматик не стремится подражать
Вергилию, вдевая ногу в стремя…
Он замечает лишь — глагол «бежать».

Чей взгляд на философию направлен,
Тот будет краткий век свой торопить,
Поняв, что медлить в жизни — он не вправе,
Вино в кувшине нужно первым пить.

И в нашей жизни — лучшее вначале,
Пока не обволакивает муть.
Ведь, что бы мы потом ни изучали,
Нам чистоты исходной не вернуть.

Грамматик видит, что «болезнь и старость»
Вергилий ставит рядом… думать лень…
Философ понимает, что недаром:
Ведь старость — лишь смертельная болезнь.

«Не стоит из-за этого терзаться?»-
Я осуждать занятья не могу:
Собака на поляне ищет зайца,
Корова — ищет жвачку на лугу.

Возьмем, к примеру книгу Цицерона
«О государстве»… Что увидим в ней?-
Мудрец — несправедливости закона..
Филолог — страннорожденных царей…

Грамматик же — внесет в свои заметки
Какие-то умершие слова:
Увидит «известковую отметку»,
Что «меловою» стали называть.

«Воистину» — теперь «на самом деле»…
И слышим вместо «оного» — «его»…
У Энния «труды» — синоним «дела»…
Но, главная награда для него:

Когда он обнаружит, где Вергилий
Украл слова «грохочет неба дверь»!-
У Энния! А, он ли сочинил их?-
Нет… Эннию… их подарил Гомер…

Здесь, чтоб не соскользнуть на путь грамматик,
Скажу, к чему хочу тебя призвать:
Метафоры, фигуры речи — кстати…
Чтоб стали Делом «бывшие слова»!

Те, кто живут «не по своим урокам» —
Увлечены продажным ремеслом.
Услуги их — дурней самих пороков,
Что нашей жизнью правят, как весло.

Как может что-то к лучшему исправить,
Кто в собственной блевотине одрях?!
Болтают много… те, кто призван править…
А жизнь — опасней бури на морях.

Что нам твердят — все сказано другими:
Платон, Зенон…и прочих длинный ряд…
Как «нынешним» в него добавить имя? —
«Пусть поступают так, как говорят!»

Я все сказал… не дав тебе ответа?-
В другом письме… Скажу — раскроешь рот!
Уставший — не чувствителен к советам.
Нас манит любопытство.
Будь здоров.

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *