Козлёнок 1 (1)

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду —
Я в траве его найду.

Зайка 0 (0)

Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

«Зайка» Барто

Зарисовка «Зайка» Агнии Львовны Барто – одна из ступенек к постижению многогранности мира, адаптированная к восприятию ребенка.

Стихотворение датируется 1936 годом. Поэтессе исполнилось 30 лет, в своем раннем творчестве она была соавтором мужа, теперь же выпустила совершенно оригинальный цикл «Игрушки», быстро ставший классикой детской поэзии. В жанровом отношении – драма, по размеру – четырехстопный хорей, парная рифмовка. Повествование идет от лица рассказчика. Лексика разговорная, интонация покорная и душераздирающая одновременно. Сюжет этого произведения давно стал хрестоматийным. Жертва бессердечной хозяйки – игрушечный заяц. Название обыгрывает лепетную, ласковую форму этого слова, хорошо знакомую маленьким детям: зайка. Видимо, внезапно начался дождь, девочка побежала прятаться. Почему она не взяла игрушку с собой? Возможно, она была уже старенькой, с оторванным глазом. То есть, такую не жалко вынести на улицу и даже потерять. А то и бросить. Понятно, что даже если зайку потом хорошенько просушить, лучше он точно не станет. Впрочем, сама поврежденность игрушек вовсе не повод для осуждения их маленьких хозяев. Собственно, дети с ними самозабвенно играют, как с живыми, всамделишными, от души воспитывают их, втихаря проводят различные эксперименты, потому и нередко портят. Однако девочка – повелительница игрушечного мира. А своими действиями она разрушает его. Потерю волшебства чувствуют и маленькие слушатели стихотворения. В руках девочки зайка был самым шустрым, а теперь беспомощно сидит на скамейке, бессмысленно таращась перед собой. «До ниточки промок»: фразеологический оборот, здесь имеющий исключительно прямой, но не менее трогательный, смысл. Поэтесса преподносит детям ненавязчивый урок сочувствия. На примере ненужной игрушки они учатся сочувствию, милосердию к людям, всякому живому существу. А еще благодарности, ведь героиня когда-то провела немало веселых часов с этой игрушкой. В четырех строчках поднимается множество серьезных тем: пренебрежение, предательство, дружба, голос совести. Бытует мнение, что данное стихотворение слишком ранит детскую психику. Однако здесь А. Барто, как и множество детских поэтов, следует реализму фольклорной традиции, в которой, как известно, Колобка могут и съесть. Тем более что и в сказках, скажем, заяц, как правило, существо гонимое, страдающее и немножко бестолковое.

Стихи «Зайка» А. Барто – сочетание тонкого психологического расчета и первый урок ответственности, преданности для самых маленьких.

Ути-ути 0 (0)

Рано, рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.

Уж она их учит, учит!
Вы плывите, ути-ути,
Плавно, в ряд.

Хоть сыночек не велик,
Не велик,
Мама трусить не велит,
Не велит.

— Плыви, плыви,
Утёныш,
Не бойся,
Не утонешь.

Помощница 0 (0)

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.

Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила дверь для кошки,
Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Холодная весна 3 (1)

Уже весна в календаре,
Но всюду лужи во дворе,
И сад пустой и голый.

Везде вода течет рекой,
Давно пора сажать левкой
На клумбах перед школой.

Давно купили семена,
И вдруг — холодная весна.

Резиновая Зина 0 (0)

Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.

Две сестры глядят на братца 0 (0)

Две сестры глядят на братца:
Маленький, неловкий,
Не умеет улыбаться,
Только хмурит бровки.

Младший брат чихнул спросонок,
Радуются сестры:
— Вот уже растет ребенок —
Он чихнул, как взрослый!

Кораблик 0 (0)

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан!

«Кораблик» Барто

Задорная лирическая миниатюра «Кораблик» Агнии Львовны Барто входит в хрестоматийный сборник поэтессы «Игрушки».

Стихотворение датируется 1936 годом. Поэтессе исполнилось 30 лет, она регулярно публикуется, уже рассталась с первым мужем, который одно время был и ее соавтором. С энергетиком А. Щегляевым, своим вторым и последним мужем, она познакомилась на новогоднем вечере у родственников. Впереди ее ждет успех книги «Игрушки», активная общественная и литературная жизнь. В жанровом отношении – зарисовка, поэтический рассказ от имени маленького героя, по размеру – двустопный амфибрахий с перекрестной и холостой рифмовкой, деления на строфы нет (что создает дополнительный объем короткому стихотворению). Стихи цикла предназначены для самых маленьких, с четким ритмом, динамичные, рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик ребенка. В них нет нарочитого дидактического момента, поучения, царит атмосфера сотворчества. Дети получают наглядные уроки товарищества, учатся различать, что такое хорошо и что такое плохо. Запоминаются эти строчки легко и на всю жизнь. Стихотворение графично, требует яркого иллюстративного ряда (собственно, недаром и сама книга была переиздана в виде ширмы). Саму тему игрушек в поэзии для детей нельзя назвать новой, однако до А. Барто она не разрабатывалась столь целенаправленно. «Матросская шапка»: в те годы все еще популярен матросский костюм, вошедший в детскую моду еще в начале XX века. «Веревка в руке»: классическое детство на улице, с самодельной игрушкой. «По быстрой реке»: безусловно, гипербола. Скорее всего, это была канава или лужа. Инверсия «скачут лягушки»: эти персонажи также явно воображаемые, но представить их в волнах рядом с кораблем совсем и нетрудно. «По пятам»: типичный фразеологический оборот. Просьба лягушек никого не удивляет. Еще бы, кто откажется прокатиться на таком впечатляющем и быстроходном судне. Увлеченный игрой, ребенок вырастает до статуса капитана всамделишного корабля. Многосоюзие, единственное энергичное восклицание в финале. Уменьшительный суффикс в названии стиха придает ему особую теплоту, трогательность. Прямая речь с подобострастным обращением «капитан». Интонация оптимистичная, лексика разговорная.

Стихотворение «Кораблик» А. Барто заряжено жизнеутверждающим настроением, повествует о радости созидания через игру.

Весной Андрюша родился 0 (0)

Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень,
Весной Андрюша родился
В один хороший день.

Гордится мальчиком отец,
А Света —
Ей шесть лет —
Кричит братишке: — Молодец,
Что родился на свет!

Слон 0 (0)

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Котёнок 5 (1)

Котёнок возится
С клубком:
То подползёт к нему
Тайком,

То на клубок
Начнёт кидаться,
Толкнёт его,
Отпрыгнет вбок…

Никак не может
Догадаться,
Что здесь не мышка,
А клубок.

Вот так защитник 0 (0)

Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.

Мишка (Уронили мишку на пол) 0 (0)

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.

Бычок (Идет бычок, качается) 0 (0)

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Мячик (Наша Таня громко плачет) 0 (0)

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.