И надо мной звезда горит 5 (1)

И надо мной звезда горит,
Но тускло светится в тумане,
И мне широкий путь лежит,
Но он заросший весь в бурьяне.

И мне весь свет улыбки шлет,
Но только полные презренья,
И мне судьба привет несет,
Но слезы вместо утешенья.

В глазах пески зеленые 5 (1)

Мальвине Мироновне

В глазах пески зеленые
И облака.
По кружеву крапленому
Скользит рука.

То близкая, то дальняя,
И так всегда.
Судьба ее печальная —
Моя беда.

Голубая кофта, Синие глаза 5 (1)

Голубая кофта. Синие глаза.
Никакой я правды милой не сказал.

Милая спросила: «Крутит ли метель?
Затопить бы печку, постелить постель».

Я ответил милой: «Нынче с высоты
Кто-то осыпает белые цветы.

Затопи ты печку, постели постель,
У меня на сердце без тебя метель».

Милая Пераскева 0 (0)

Милая Пераскева,
Ведь Вы не Ева!
Всякие штуки бросьте,
Любите Костю.
Дружбой к Вам нежной осенен,
Остаюсь — Сергей Есенин.

P.S.
Пьем всякую штуку.
Жму Вашу руку.

Мои мечты 0 (0)

Мои мечты стремятся вдаль,
Где слышны вопли и рыданья,
Чужую разделить печаль
И муки тяжкого страданья.

Я там могу найти себе
Отраду в жизни, упоенье,
И там, наперекор судьбе,
Искать я буду вдохновенья.

«Мои мечты» Есенина

В своей ранней лирике Сергей Александрович Есенин еще только ищет свой самобытный поэтический голос. По своим взглядам он стоит на широких демократических позициях, а призвание поэта видит в обличении людских пороков.

Стихотворение написано на стыке 1911-1912 годов. Его автору в эту пору 16 лет, он завершает обучение в школе в Спас-Клепиках, уже решился ехать с тетрадкой своих стихов в Москву. Писать он начал их совсем недавно, но уже получил поддержку школьного учителя Е. Хитрова. На это время приходится и смерть любимой бабушки поэта. По жанру – элегия, по размеру – ямб с перекрестной рифмой, 2 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – сам автор. Композиция одночастная. Лексика возвышенная, в духе литературы XIX века. Интонация патетическая. «Стремятся вдаль»: юный герой явно связывает свое будущее не с родным селом, а сразу со всем миром и человечеством. «Вопли и рыданья»: как когда-то поэты народнической школы, и он хотел бы пойти в народ. «Тяжкого страданья»: не знает как, но хочет помочь всем обездоленным. «Отраду в жизни»: труд на благо народа, просветительский, прежде всего. «Наперекор судьбе»: в принципе, на тот момент судьбой С. Есенина было стать сельским учителем. Собственно, именно такое решение и было принято на семейном совете. Для этого юношу и отправляли в Москву в учительский институт. К этому времени относится письмо его к другу, Г. Панфилову, где есть такие слова: «пусть меня ждут унижения, презрения и ссылки». Он также много рассуждает о том, что желал бы сам пробудиться от сна для сознательной, полезной жизни, и пробудить толпу. Уже оказавшись в Москве, он попытается примкнуть к подпольной работе, начнет распространять агитационные журналы, говорить с рабочими.

Стихотворение, по сути, отвлеченное, наивное, юношеское, с претензией на «программность». В нем чувствуется влияние поэзии С. Надсона, памяти которого, кстати, он собирался посвятить свой дебютный сборник стихов. Оно дорого как сохранившаяся проба пера юного С. Есенина, как приоткрытая тайна его сердца, эволюция его литературного пути. Эпитеты традиционны: чужую печаль, тяжкого страданья. Повторы: там. Перечислительная градация: отраду, упоенье, вдохновенья. Прием инверсии (нарушенный порядок слов): искать я.

В произведении «Мои мечты» С. Есенин выражает свои настроения на период окончания школы. На пороге взрослой, самостоятельной жизни юноша мечтает лирой послужить народу.

Ты ушла и ко мне не вернешься 0 (0)

Ты ушла и ко мне не вернешься,
Позабыла ты мой уголок
И теперь ты другому смеешься,
Укрываяся в белый платок.

Мне тоскливо, и скучно, и жалко,
Неуютно камин мой горит,
Но измятая в книжке фиалка
Все о счастье былом говорит.

Никогда я не забуду ночи 0 (0)

Никогда я не забуду ночи,
Ваш прищур, цилиндр мой и диван.
И как в вас телячьи пучил очи
Всем знакомый Ванька и Иван.

Никогда над жизнью не грустите,
У нее корявых много лап,
И меня, пожалуйста, простите
За ночной приблудный пьяный храп.

Эх, жизнь моя 3 (2)

Эх, жизнь моя,
Улыбка девичья.
За Гольдшмита пьем
И за Галькевича.

Будет пуст стакан,
Как и жизнь пуста.
Прижимай, Муран,
Свой бокал к устам.

5 октября 1924

Пускай я порою от спирта вымок 0 (0)

Пускай я порою от спирта вымок,
Пусть сердце слабеет, тускнеют очи,
Но, Гурвич! взглянувши на этот снимок,
Ты вспомни меня и «Бакинский рабочий».

Не знаю, мой праздник иль худший день их,
Мы часто друг друга по-сучьи лаем,
Но если бы Фришберг давал всем денег,
Тогда бы газета была нам раем.

Перо не быльница 5 (1)

Перо не быльница,
Но в нем есть звон.
Служи, чернильница,
Лесной канон.
О мати вечная,
Святой покров.
Любовь заречная —
Без слов.

Побирушка 0 (0)

Плачет девочка-малютка у окна больших хором,
А в хоромах смех веселый так и льется серебром.
Плачет девочка и стынет на ветру осенних гроз,
И ручонкою иззябшей вытирает капли слез.

Со слезами она просит хлеба черствого кусок,
От обиды и волненья замирает голосок.
Но в хоромах этот голос заглушает шум утех,
И стоит малютка, плачет под веселый, резвый смех.

Сочинитель бедный 0 (0)

Сочинитель бедный, это ты ли
Сочиняешь песни о луне?
Уж давно глаза мои остыли
На любви, на картах и вине.

Ах, луна влезает через раму,
Свет такой, хоть выколи глаза…
Ставил я на пиковую даму,
А сыграл бубнового туза.

Осень 3 (2)

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.

Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

«Осень» Есенина

История написания

Стихотворение «Осень» Сергей Александрович написал в юном возрасте, в 1909 году. Ему было всего четырнадцать лет. Исследователи поэта предполагают, что Есенин не завершил работу над стихом, либо окончания его труда не сохранилось до наших дней.

Но напечатано стихотворение было гораздо позже, в 1916 году, в составе сборника «Скифы». Точная дата неизвестна, но скорее всего, рукопись была передана в печать во второй половине ноября 1916 году Р. В. Иванову (1878 — 1946), ему же поэт посвятил свое «детище».

С последним поэта связывало общее членство в идейно-литературном объединении «Скифы». Стихотворение поэт сочинил в жанре элегии, которая была популярна у писателей 19 века. Произведение «Осень» насыщено эпитетами и содержит пейзажную лирику.

Содержание

Свои переживания герой высказывает через образ осени. Каждая строка все подробнее дополняет процесс увядания в осеннюю пору. Можно сквозь строки провести параллель: подобно тому, как природа угасает, так и жизнь человека мимолетна. Каждый год человеческой жизни подобен листу, который пожелтел и опал. Картины сменяют друг друга, создавая единый сюжет.

В последней строчке стихотворения Есенин описывает, как красные гроздья калины превращаются в раны Иисуса Христа. Такими словами поэт приходит к логическому завершению: в конце жизненного пути человек раскаивается за свои проступки.

Стихотворение начинается с дневного времени суток, а заканчивается глубокой ночью. Одна пора времени сменяется другой. Противопоставление дня и ночи. Подобно тому как лето заканчивается осенью, которая быстро «мчится» как конь, а за ней наступает зима — так и человеческая жизнь мимолетна.

Образы

Вначале стихотворения Есенин сравнивает осень с конем. В литературном значении конь – символ свободы, так автор проводит аналогию с осенью, что это такое же быстротечное время года. Усиливает этот эффект быстрое перемещение животного: вначале кобыла «в чаще можжевеля,» затем у берега реки.

Вместе с «бегом» коня изменяется и природа: конь стукнул по берегу реки — и вода в ней замерзла. Затем наступила тишина.

Еще один образ «схимник-ветер.» Осенний ветер несет листву по оврагам, и дорогам превращая в круговорот радужных листьев. Выглядит очень красиво и захватывающе.

Жанр

Автор использовал в своем стихотворении антропоморфизм. Он наделяет природу свойствами человека или животных. Осень для него — «рыжая кобыла», ветер — схимник, который «мнет листву по выступам дорожным».

И так всегда. За пьяною пирушкой 0 (0)

И так всегда. За пьяною пирушкой,
Когда свершается всех дней круговорот,
Любой из нас, приподнимая кружку,
В нее слезу нечаянно прольет.

Мы все устали. Да, устали очень.
И потому наш голос за тобой —
За васильковые, смеющиеся очи
Над недовольною и глупою судьбой.

Слышишь, мчатся сани 5 (2)

Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся.
Хорошо с любимой в поле затеряться.

Ветерок веселый робок и застенчив,
По равнине голой катится бубенчик,

Эх вы, сани, сани! Конь ты мои буланый!
Где-то на поляне клен танцует пьяный.

Мы к нему подъедем, спросим — что такое?
И станцуем вместе под тальянку трое.