Об опасностях (Надежда, зависть, ненависть и страх) 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Надежда, зависть, ненависть и страх,
Презренье — вот все чувства человека,
Влекущие опасности и крах.

Презренье — это самое простое:
Потопчут мимоходом, но не бьют…
Все знают — бить лежачего не стоит,
Скорей стоячим морду разобьют.

Ты не подашь бесчестию надежды,
Когда оно не видит, что отнять:
Не похваляйся благом пред невеждой,
Чтоб зависть не смогла тебя понять.

Не обижай — не будешь ненавидим,
Обида — может в ненависть бродить.
Кто страх внушает не силен предвидеть:
Нет слабых, что не смогут навредить.

Презренье, если мера — в твоей власти,
Не страшно. Помогает дружба, лесть
К достигшим в мире почестей и власти.
Но, здесь лекарство — хуже, чем болезнь.

Не вскакивай быстрее всех при гимне,
И знай, когда при встрече дать отбой.
Поменьше разговаривай с другими,
Побольше разговаривай с собой.

В беседе есть заманчивая сладость,
Что побуждает тайны выдавать:
Потом весь город обсуждает слабость,
Что пряталась надежно под кровать.

Несправедливо поступать — опасно:
У совести потом держать ответ.
Кувшин покинув, зло уже не властно…
Открывшему не передать привет.

В ком совесть нечиста — наказан будет,
Хотя б злодейство спрятал он хитро:
Увидит Бог, что недоступно людям.
Соделавшим — воздастся.
Будь здоров.

О софизмах и философии 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Софизм — продукт из Греции. Латынь —
Синоним не нашла ему от века:
Софизмы — не для римлян, к ним — остынь!

Мне кажется приемлемым прозванье,
Что ввел в употребленье Цицерон:
Софизмы «изворотом» называя —
Характеризовал со всех сторон.

Кто им предался — в мелкие вопросы
Погряз, и ничего не приобрел.
А там, где путешествует философ —
Вершин недостижимый ореол.

Кто исцеленья собственного ищет —
Велик душой, судьбой неодолим.
Он кажется уверенней и выше,
Чем ближе ты становишься пред ним.

Стоящим пред высокими горами
За облаком не видно их вершин:
Кто подлин не словами, а делами,
К тому не применяют толп аршин.

Его величье подлинное — просто:
Он выше, без высоких каблуков.
Уловками себе добавить росту —
Для тех, кто самолюбием влеком.

А он: собой, и ростом, всем доволен…
Еще бы, недовольным быть ему!-
Тех, кто фортуну не заметить волен,
Любые испытанья не проймут.

К тому, кто так поднялся над толпою,
Приблизиться не может человек,
Поверивший: судьба, своей стопою,
На поворотах ускоряет бег.

Я запрещать не стану извороты:
Раз хочется бездельничать — давай…
Но, «благо входит в узкие ворота»,
И, где они стоят, не забывай…

В софизмах есть известная приятность,
Как в палиндромах… в жвачке — для коров…
Как засосет, не выпустит обратно.
Учись презренью жизни.
Будь здоров.

О диалектике 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Кто вспоминает о своих друзьях,
Рукой коснувшись старого ковчега…
Имеет равнодушия изъян.

Кампания, Неаполь и Помпеи
Вернули остроту моей тоске.
все, как вчера…и вспомнил о тебе я,
Вновь оказавшись в чувственной реке.

А разве «очень давним» было что-то?
Недавно — детство…Рядом — Сотион…
Вот вел суды, вот потерял охоту,
Вот — силы… Быстротечен бег времен…

Как разделить на долгие отрезки,
Всю жизнь, что малой точкой на листке? —
Вот детство, юность, переход нерезкий…
И старость серебрится на виске.

Бег времени , что прежде незаметен,
Становится с годами все ясней.
Видна черта, подобно черной мете,
Считать убытки легче ближе к ней.

Как молвил Цицерон наш незабвенный:
«На лириков не стоит тратить дней.»
Но, лириков бессилье — откровенней,
Убогость диалектиков сложней.

Что мучиться над глупостью вопросов?-
Умней — понять бессмысленного круг.
Конечно, в мелочах копаться просто…
Для тех, кому вся жизнь — сплошной досуг…

Нет времени средь жизненных сражений
К сомнительному смыслу припадать.
Когда угрозы — смерть и пораженье,
В борьбе себя ты должен оправдать!

Заслуженно сочли б меня безумным
На грани поражений и побед,
В пылу боев кровавых, грозных, шумных,
Несущего замысловатый бред.

Не стану тратить труд на эти вещи,
Последний бой встает передо мной!
Смерть — с жизнью…Их сраженье много хлеще,
Чем враг, еще стоящий за стеной.

О, научи, как не бежать от смерти!
О, научи, как жизни дни сберечь,
Когда фортуна неизбежно чертит
Последний круг молчания и встреч!

Скажи мне перед сном: Ты не проснешься.
Наутро мне скажи: Не ляжешь спать.
При выходе из дому: Не вернешься.
На входе: Ты не выйдешь погулять.

Рассей мне мглу — и я постигну сразу
Ту истину, что в мраке не видна.
Ведь от природы мне дарован разум…
Не лучший, но способный все познать.

«Речь истины проста.» В ней — справедливость.
Умеренность не мудрствует хитро.
Оберегай природную стыдливость,
И доберись до цели.
Будь здоров.

О воздержанности 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Ты мешкаешь из-за домашних дел?
Стараешься наполнить все сусеки,
Не понимая, есть ли в них предел…

Пока ты все лишь в целом различаешь,
Но вспомни: Цицерон нам говорит,
Что мудрость и в большом нас выручает,
И в малом снисхождение дарит.

Богатство очень многим помешало
Постигнуть философии труды.
А бедняку для жизни нужно мало,
Ведь он далек от истинной беды:

Когда вокруг кричат о наводненьи,
Он думает, как выплыть самому.
Нет полчища рабов — не нужно денег,
Чтоб их кормить, но — есть простор уму.

Желая, чтоб душа была свободна,
Будь беден иль воздержан — все равно.
Знай: все, что философии угодно,
Содержится в душе твоей одной.

Не говори с печалью, сокрушаясь:
Мне нужно то и это… Как смотреть:
Жить хорошо всегда тебе мешают? —
А что мешает славно умереть?

Кто осажден, претерпит что угодно:
Выносливость смиряет гнев врагов.
Тебе ж награда — быть вовек свободным,
Когда не страшен гнев людей, богов.

А воины? Идут на все мытарства,
Едят коренья, чахнут без воды,
В надежде на завоеванье царства
Не для себя… Безумия следы…

Дорога к философии известна,
И на дорогу деньги не нужны.
Зачем же оставлять последним средством
То, в чем искать спасения должны.

Зри в мудрости важнейшее начало,
Пускай в карманах у тебя свищи.
А, если и карманов не осталось,
То мудрость прежде прочего ищи.

«Богатство — не конец всем нашим бедам,
Оно — лишь знак неведомой беды.»
(Завет царя парфянского мне ведом:
С тобой проститься не могу без мзды.)

В чем разница: на чем лежать больному —
В кровати пышной, на вязанке дров?
Душа больная тянется к дурному —
Порок с ней неразлучен.
Будь здоров.