Весна

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,
Оставленный звездой без продолженья
К недоуменью тысяч шумных глаз,
Бездонных и лишенных выраженья.

«Весна» Пастернака

В основу парадоксального стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Весна» легла личная драма поэта.

Стихотворение написано в 1918 году. Его автору в эту пору было 28 лет, он занимается переводами, приглашен в Комиссию по охране культурных ценностей, с тревогой наблюдает за нарастающим хаосом в стране. И, конечно, влюблен. Его избранница – Елена Виноград, они знакомы уже 8 лет. Ее жених погиб в Первую Мировую войну в 1916 году. Весна 1917 года положила начало их непростым отношениям: Елена не могла забыть жениха, да и уже был в ее окружении человек, их общий знакомый А. Штих, в котором Б. Пастернак почувствовал соперника. Спустя год Е. Виноград, уступив просьбам матери, волновавшейся за ее будущее, неожиданно принимает предложение А. Дороднова, владельца мелкой мануфактуры. Б. Пастернак уезжает в Москву.

По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Открытые рифмы чередуются с закрытыми. Лирический герой – сам автор. Его огорошила новость о замужестве любимой женщины. Весна, самое романтическое время года, превращается в дни, «где вечер пуст». Тем более, еще свежи впечатления весны прошлогодней. Почва выбита из-под ног лирического героя. Без всякой интонации он перечисляет то, что видит на улице: тополь удивлен, даль пугается, воздух синь, вечер пуст. Градация абсурда усилена повторами союзного слова «где». Все будто не на своих местах, подделка под весну. Сравнение: воздух, как узелок с бельем. Само это сравнение подчеркивает болезненность происходящего. Мучительные отношения закончены, но герой к этому совсем не готов. Необычно и сравнение вечера с прерванным рассказом. «Оставленный звездой»: оставленный без продолжения, без объяснений прерванный на полуслове. Загипнотизированная публика неохотно возвращается к реальности. Отсюда тысячи «шумных глаз, бездонных»: люди словно жадно слушали глазами. «Лишенных выраженья»: сейчас для поэта все лишено смысла. Ему претит эмоциональность. Он знает, что любой восторг минутен, ничтожен. Олицетворения: удивлен, пугается, боится. Эпитеты: шумных, бездонных. На какое-то время герой словно оглушен, потерял связь с этим миром. Похоже, к весне придется снова привыкать. Стихи этого периода поэт почти не правил, считая, что они родились в неожиданной, но абсолютно законченной форме.

Произведение «Весна» Б. Пастернака – пример ранней любовной лирики. Стихи этого периода впоследствии вошли в сборник «Сестра моя – жизнь».

Оцените, пожалуйста, это стихотворение.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *