Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.
Где вечер пуст, как прерванный рассказ,
Оставленный звездой без продолженья
К недоуменью тысяч шумных глаз,
Бездонных и лишенных выраженья.
«Весна» Пастернака
В основу парадоксального стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Весна» легла личная драма поэта.
Стихотворение написано в 1918 году. Его автору в эту пору было 28 лет, он занимается переводами, приглашен в Комиссию по охране культурных ценностей, с тревогой наблюдает за нарастающим хаосом в стране. И, конечно, влюблен. Его избранница – Елена Виноград, они знакомы уже 8 лет. Ее жених погиб в Первую Мировую войну в 1916 году. Весна 1917 года положила начало их непростым отношениям: Елена не могла забыть жениха, да и уже был в ее окружении человек, их общий знакомый А. Штих, в котором Б. Пастернак почувствовал соперника. Спустя год Е. Виноград, уступив просьбам матери, волновавшейся за ее будущее, неожиданно принимает предложение А. Дороднова, владельца мелкой мануфактуры. Б. Пастернак уезжает в Москву.
По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Открытые рифмы чередуются с закрытыми. Лирический герой – сам автор. Его огорошила новость о замужестве любимой женщины. Весна, самое романтическое время года, превращается в дни, «где вечер пуст». Тем более, еще свежи впечатления весны прошлогодней. Почва выбита из-под ног лирического героя. Без всякой интонации он перечисляет то, что видит на улице: тополь удивлен, даль пугается, воздух синь, вечер пуст. Градация абсурда усилена повторами союзного слова «где». Все будто не на своих местах, подделка под весну. Сравнение: воздух, как узелок с бельем. Само это сравнение подчеркивает болезненность происходящего. Мучительные отношения закончены, но герой к этому совсем не готов. Необычно и сравнение вечера с прерванным рассказом. «Оставленный звездой»: оставленный без продолжения, без объяснений прерванный на полуслове. Загипнотизированная публика неохотно возвращается к реальности. Отсюда тысячи «шумных глаз, бездонных»: люди словно жадно слушали глазами. «Лишенных выраженья»: сейчас для поэта все лишено смысла. Ему претит эмоциональность. Он знает, что любой восторг минутен, ничтожен. Олицетворения: удивлен, пугается, боится. Эпитеты: шумных, бездонных. На какое-то время герой словно оглушен, потерял связь с этим миром. Похоже, к весне придется снова привыкать. Стихи этого периода поэт почти не правил, считая, что они родились в неожиданной, но абсолютно законченной форме.
Произведение «Весна» Б. Пастернака – пример ранней любовной лирики. Стихи этого периода впоследствии вошли в сборник «Сестра моя – жизнь».