О, знал бы я, что так бывает 0 (0)

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Страшная сказка 0 (0)

Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.

Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.

Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.

Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться.

Борису Пильняку 0 (0)

Иль я не знаю, что, в потемки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я — урод, и счастье сотен тысяч
Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,
Не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?

Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста.

Любить иных, тяжелый крест 0 (0)

Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.

Ветер (Я кончился, а ты жива) 0 (0)

Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева
Со всею далью беспредельной,
Как парусников кузова
На глади бухты корабельной.
И это не из удальства
Или из ярости бесцельной,
А чтоб в тоске найти слова
Тебе для песни колыбельной.

Как бронзовой золой жаровень 0 (0)

Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.
Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.

И, как в неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало-серый
Завесил лунную межу.

Где пруд — как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой.

Весна 0 (0)

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,
Оставленный звездой без продолженья
К недоуменью тысяч шумных глаз,
Бездонных и лишенных выраженья.

«Весна» Пастернака

В основу парадоксального стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Весна» легла личная драма поэта.

Стихотворение написано в 1918 году. Его автору в эту пору было 28 лет, он занимается переводами, приглашен в Комиссию по охране культурных ценностей, с тревогой наблюдает за нарастающим хаосом в стране. И, конечно, влюблен. Его избранница – Елена Виноград, они знакомы уже 8 лет. Ее жених погиб в Первую Мировую войну в 1916 году. Весна 1917 года положила начало их непростым отношениям: Елена не могла забыть жениха, да и уже был в ее окружении человек, их общий знакомый А. Штих, в котором Б. Пастернак почувствовал соперника. Спустя год Е. Виноград, уступив просьбам матери, волновавшейся за ее будущее, неожиданно принимает предложение А. Дороднова, владельца мелкой мануфактуры. Б. Пастернак уезжает в Москву.

По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Открытые рифмы чередуются с закрытыми. Лирический герой – сам автор. Его огорошила новость о замужестве любимой женщины. Весна, самое романтическое время года, превращается в дни, «где вечер пуст». Тем более, еще свежи впечатления весны прошлогодней. Почва выбита из-под ног лирического героя. Без всякой интонации он перечисляет то, что видит на улице: тополь удивлен, даль пугается, воздух синь, вечер пуст. Градация абсурда усилена повторами союзного слова «где». Все будто не на своих местах, подделка под весну. Сравнение: воздух, как узелок с бельем. Само это сравнение подчеркивает болезненность происходящего. Мучительные отношения закончены, но герой к этому совсем не готов. Необычно и сравнение вечера с прерванным рассказом. «Оставленный звездой»: оставленный без продолжения, без объяснений прерванный на полуслове. Загипнотизированная публика неохотно возвращается к реальности. Отсюда тысячи «шумных глаз, бездонных»: люди словно жадно слушали глазами. «Лишенных выраженья»: сейчас для поэта все лишено смысла. Ему претит эмоциональность. Он знает, что любой восторг минутен, ничтожен. Олицетворения: удивлен, пугается, боится. Эпитеты: шумных, бездонных. На какое-то время герой словно оглушен, потерял связь с этим миром. Похоже, к весне придется снова привыкать. Стихи этого периода поэт почти не правил, считая, что они родились в неожиданной, но абсолютно законченной форме.

Произведение «Весна» Б. Пастернака – пример ранней любовной лирики. Стихи этого периода впоследствии вошли в сборник «Сестра моя – жизнь».

Нежность 0 (0)

Ослепляя блеском,
Вечерело в семь.
С улиц к занавескам
Подступала темь.
Люди — манекены,
Только страсть с тоской
Водит по Вселенной
Шарящей рукой.
Сердце под ладонью
Дрожью выдает
Бегство и погоню,
Трепет и полет.
Чувству на свободе
Вольно налегке,
Точно рвет поводья
Лошадь в мундштуке.

Нобелевская премия 0 (0)

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Ты так играла эту роль 0 (0)

Ты так играла эту роль!
Я забывал, что сам — суфлер!
Что будешь петь и во второй,
Кто б первой ни совлек.

Вдоль облаков шла лодка. Вдоль
Лугами кошеных кормов.
Ты так играла эту роль,
Как лепет шлюз — кормой!

И, низко рея на руле
Касаткой об одном крыле,
Ты так!- ты лучше всех ролей
Играла эту роль!

Петухи 0 (0)

Всю ночь вода трудилась без отдышки.
Дождь до утра льняное масло жег.
И валит пар из-под лиловой крышки,
Земля дымится, словно щей горшок.

Когда ж трава, отряхиваясь, вскочит,
Кто мой испуг изобразит росе
В тот час, как загорланит первый кочет,
За ним другой, еще за этим все?

Перебирая годы поименно,
Поочередно окликая тьму,
Они пророчить станут перемену
Дождю, земле, любви — всему, всему.

Все наденут сегодня пальто 0 (0)

Все наденут сегодня пальто
И заденут за поросли капель,
Но из них не заметит никто,
Что опять я ненастьями запил.

Засребрятся малины листы,
Запрокинувшись кверху изнанкой,
Солнце грустно сегодня, как ты,-
Солнце нынче, как ты, северянка.

Все наденут сегодня пальто,
Но и мы проживем без убытка.
Нынче нам не заменит ничто
Затуманившегося напитка.

Определение поэзии 0 (0)

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.

Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.

Под открытым небом 0 (0)

Вытянись вся в длину,
Во весь рост
На полевом стану
В обществе звезд.

Незыблем их порядок.
Извечен ход времен.
Да будет так же сладок
И нерушим твой сон.

Мирами правит жалость,
Любовью внушена
Вселенной небывалость
И жизни новизна.

У женщины в ладони,
У девушки в горсти
Рождений и агоний
Начала и пути.