Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
«Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!»
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
«Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!»
Полосатые котята
Ползают, пищат.
Любит, любит наша Тата
Маленьких котят.
Но всего милее Татеньке
Не котёнок полосатенький,
Не утёнок,
Не цыплёнок,
А курносый поросёнок.
Английская песенка
Наши-то портные
Храбрые какие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку —
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!
Взял барашек
Карандашик,
Взял и написал:
«Я — Бебека,
Я — Мемека,
Я медведя
Забодал!»
Испугалися зверюги,
Разбежалися в испуге.
А лягушка у болотца
Заливается, смеётся:
«Вот так молодцы!»
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».
Бедный Федотка — сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой.
«Федотка» Чуковского
Первая публикация «Федотки» Корнея Ивановича Чуковского состоялась в годы Великой Отечественной войны.
Стихотворение создано в 1923 году. Его автору чуть за сорок, к этому времени он уже признанный литературный критик, впрочем, его собственное творчество то и дело подвергается остракизму. К. Чуковский женат, отец четверых детей. Жанр – сиротское причитание в народном духе, жалоба; размер, как водится, хореический, рифмовка парная, которая в конце становится холостой. А это уже верный признак знаменитой корнеевой строфы, которой написаны все известные сказки писателя. Главный герой – мальчик Федотка. Лет ему, должно быть, от двух до пяти – вряд ли К. Чуковский стал бы писать о мальчишке другого возраста. Ведь именно этот – самый изученный, самый непосредственный. Писатель и в этом коротком почти экспромте следует своим же правилам: никаких поэтических, книжных эпитетов, долой замысловатые прилагательные. Для детской речи «бедный, несчастный» — одни из самых универсальных понятий. Они наглядны и доступны ребенку самого малого возраста, порождают эмоциональный отклик в сердце читателей и слушателей. Итак, вышепоименованный малыш – сиротка. В самой форме слова слышится что-то дополнительно жалостливое. А тут он еще заливается слезами. Даже черствый человек вознегодует над его обидчиками. Ведь у него «нет никого». Впору представить героя с протянутой рукой, поющего под шарманку трогательные песенки. Наверняка он голоден, бос, а то и не стрижен. «Кто пожалел бы его»: конечно, только взволнованный читатель, да и то спустя много лет. И вдруг интонация меняется. Оказывается, у несчастного бедного мальчика нет никого, кроме мамы с папой, дяди с теткой и дедушки с бабушкой. Действительно, семья не из крупных, всего-то шесть человек. Однако это уже и не сиротка вовсе. В чем же дело? А дело в том, что вся эта родня тиранит сыночка и внучка, заставляет умываться, убирать за собой игрушки, не шуметь в гостях и есть только здоровую пищу, лапшу, например, и кисель, а не всякие шоколадки. Просто бесчеловечное отношение, одним словом. Между тем, поэт и здесь ненавязчиво изображает для детей естественные семейные и родственные связи. Горький плач оборачивается обыкновенным капризом, а это уже вызывает заслуженный смех каждого послушного (и не очень) ребенка, которому прочли эту душещипательную историю. Перечислительная градация усиливает комический эффект.
Первым иллюстратором «Федотки» К. Чуковского был художник В. Конашевич.
У слона была жена
Матрёна Ивановна.
И задумала она
Книжку почитать.
Но читала, бормотала,
Лопотала, лопотала:
«Таталата, маталата»,-
Ничего не разобрать!
Мура туфельку снимала,
В огороде закопала:
— Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью,
И вырастет дерево,
Чудесное дерево!
Будут, будут босоножки
К чудо-дереву скакать
И румяные сапожки
С чудо-дерева срывать,
Приговаривать:
«Ай да Мурочка,
Ай да умница!»
Помнишь, Мурочка, на даче
В нашей лужице горячей
Головастики плясали,
Головастики плескались,
Головастики ныряли,
Баловались, кувыркались.
А старая жаба,
Как баба,
Сидела на кочке,
Вязала чулочки
И басом сказала:
— Спать!
— Ах, бабушка, милая бабушка,
Позволь нам ещё поиграть.
1
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
Отгадка:(Яйцо и цыплёнок.)
2
Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!
Отгадка: (Пароход.)
3
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!
Отгадка: (Губы и зубы.)
4
Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала.
Глядите, побежала телега без коня!
Отгадка: (Грузовик.)
5
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не даётся.
Подите приведите четырнадцать коней,
Подите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.
Отгадка: (Солнечный луч на земле.)
6
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
Отгадка:(Коньки.)
7
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть вечер на порог,
Остаёмся мы без ног,
А безногим — вот беда! —
Ни туда и ни сюда!
Что ж? Полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.
Отгадка: (Детские ботинки.)
8
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
Отгадка:(Крапива.)
9
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Отгадка: (Зеркало.)
10
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами.
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
Отгадка:(Ковёр.)
11
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
Отгадка:(Сосулька.)
12
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке — копеечку,
Марусеньке — копеечку,
Машеньке — копеечку,
Манечке — копеечку,—
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
Отгадка: выберите мышкой между скобками (Бабушка дала только одну копеечку,
так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка — одна и та же девочка.)
13
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Отгадка: (Гребешок.)
14
На малину налетели,
Поклевать её хотели.
Но увидели урода —
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки.
Отгадка(Птицы и огородное пугало.)
15
Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что — скажу вам, не хвастая,—
Я стальная и злая, и очень зубастая.
Отгадка: (Пила.)
16
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.
Отгадка:(Иголка.)
17
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
Отгадка:(Автомашина.)
18
Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь.
Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок —
Там и нет ничего.
Отгадка: (Туман.)
19
Шёл Кондрат
В Ленинград,
А навстречу — двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке — кошка,
У каждой кошки — двенадцать котят.
У каждого котёнка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?»
Отгадка: выберите мышкой между скобками (
Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему —
В Кострому.
)
20
Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь.
И знайте: большая была бы беда,
Когда бы не я да вода,—
На грязной, немытой шее
У вас жили бы гадкие змеи
И ядовитыми жалами
Кололи бы вас, как кинжалами.
А в каждом невымытом ухе
Засели бы злые лягухи,
И если б вы, бедные, плакали,
Они бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда
Была бы, когда бы не я да вода.
Берите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь.
Отгадка:(Кусок мыла.)
21
Я великан! Вон ту громадную
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят.
Отгадка:(Подъёмный кран.)
22
Я лаю со всякой
Собакой,
Я вою
Со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою
Пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревёт,
Я тоже реву:
«У-у!»
Отгадка: (Эхо.)
23
Две ноги на трёх ногах,
А четвёртая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом —
Да тремя по четырём!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.
Отгадка:(Две ноги — мальчик, Три ноги — табуретка, Четыре ноги — собака, Одна нога — куриная.)
24
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Отгадка: (Ёж.)
25
Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.
Почему нелюбопытны
Эти бабы супротив?
Потому что первобытны
Как плохой локомотив.
Доктор
Лягушонок под тиною
Заболел скарлатиною.
Прилетел к нему грач,
Говорит:
«Я врач!
Полезай ко мне в рот,
Всё сейчас же пройдёт!»
Ам! И съел.
Английская песенка
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот —
Сказочку расскажет, песенку споёт.