Об исцелении друга 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Ты друга мне прислал — он слишком тверд,
Я не привил в нем мудрости побега:
Пороками он сломлен и потерт.

Не всякую лозу привить возможно:
Та — старая, а та — изъета тлей…
Надрез надземный сделай осторожно,
Нет результата — пробуй под землей.

Посланцу я привить не в силах разум:
Подгнил, ослаб, и тут же отвердел.
Привой к нему отторгнут будет сразу,
Люблю — тебя, не бесполезность дел…

«Он жаждет исцеленья!»- Ты поверил?
А в душу заглянул, где так темно?
Для роскоши закрыть желая двери,
Он… приоткрыл заранее окно.

«Ему такая жизнь — давно уж в тягость!»
Кому не в тягость лишний пуд жиров?
Посмотрим, похудеет ли он за год,
Желая исцеленья?
Будь здоров.

О ненасытности 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Я жалуюсь, я ссорюсь, я сержусь!
Родные с пожеланиями неги,
Опасней, чем врагов несметных груз.

Дурное в нас закладывают с детства,
Хоть за себя помолимся в душелятое наследство,
Пора забыть проклятия наследство,
Своих пороков хватит нам уже.

Доколе можно требовать от Бога
Того, что нам природою дано?
В одном пиру съедается так много,
Что не вместится в корабле одном.

Неужто наша алчность превосходит
Утробы всех прожорливых зверей?
И на земле еду себе находим,
И корабли везут со всех морей…

Нам дорого обходится не голод,
Тщеславие — наш мраморный порог,
Где впору написать: «Он умер, молод»,
Проставив дату смерти…
Будь здоров.

О благе, подлинном и мнимом 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Будь благомыслен, милостью богов!
Забудь о том, что в дар для человека
Наставник дан, один или другой…

Не сановитый, а второразрядный…
(«Бессмертный с низким званьем» их зовут)
«Юноной» или «Гением» в порядке
Полов — всех награждали там и тут.

Посмотрим позже, есть ли у них время,
Чтоб помогать в заботах частных дел…
Покуда знай: страшней любого, бремя
проклятья, что ты сам себе хотел.

И вправду — нет ужаснее проклятья,
Чем пожелать: Будь в гневе на себя!
Достойный кары — пусть лежит в объятьях —
Настанет день… и ангелы трубят.

Кто судит о делах не по названьям,
Тот знает, что все беды — от удач.
Ступень успеха счастье дарит вам?- Нет,
На эшафот возводит вас палач.

Забрался высоко — больней паденье,
Но, всякому паденью есть предел.
Счастливых и несчастных совпаденье —
В их смерти, не зависящей от дел.

Коль ты умен, то помни: кончишь прахом,
Другого человеку нет пути.
Чтоб сократить посильно «время страха» —
И «радости минуты» сократи.

Кто истину увидел в светлый день и,
Хоть миг, без страха поглядел в окно?!
Все веруют в пустое заблужденье,
Пока оно — не изобличено.

«Как дети содрогаются в потемках,
Так мы дрожим от страха в ясный день.»-
И, в самом деле, мы — глупей ребенка:
Нет мужества, есть вера в дребедень…

Точнее: мы страшимся не при свете —
Мы сами облекаем свет во тьму!
Не зная, что нас гонит по планете,
Бежим… Куда? — Не ясно самому…

Мы можем посветлеть!- Учись у Бога,
Все, что усвоил — относи к себе!
К добру и злу приписано так много
Совсем случайных радостей и бед.

Пытливый ум несется в даль вселенной,
Пытаясь ход истории понять…
Но алчность нам твердит обыкновенно:
«Копай, ищи, найдешь — сумей отнять!»

Все вредное запрятано поглубже,
А, что во благо — видишь под рукой.
Ведь наш Отец о благе знает лучше,
Чем мы, в своих тенетах беспокойств.

Отдали свою душу наслажденьям,
Предали — честолюбию, молве.
Осталось ли в ней доброе, хоть тенью?-
Такие мысли бродят в голове…

Что подсказать тебе? Как жить? Что делать?-
Лекарство не содержит новостей:
Излишество — с необходимым, смело
дели в душе. Жизнь мудрых — без затей.

Затем, когда излишнее презреешь,
Учись — необходимое презреть.
Что грубый хлеб?- Побегами деревьев
Питались предки, чтоб себя согреть.

Нет разницы, что брюхо поглощало —
Кто удержал проглоченное им?
Не радуйся свинье, заплывшей салом,
Не радуйся и устрицам морским.

Ты хочешь презирать чревоугодье?
Желудок жаждет пиршества скорбя?-
Взгляни на то, чем вся еда выходит,
Ты это пропустил через себя…

Аттал умел очистить людям зренье,
Признавшись: от богатства был он слеп,
Считая — то, что ставят в обозренье,
Ценою превзошло насущный хлеб.

Однажды он увидел все богатства
Столицы, приглашен на пышный пир.
И мальчиков убранства святотатство,
Бахвальство тех, кто «может всё купить»!

Мы здесь собрались — жадности учиться?
А, для чего ж еще позвали нас?!-
Ничтожен тот, кто жаждет отличиться,
Богатство выставляя напоказ…

За три часа закончилось все действо…
Неужто в нем — величие страны?!
Богатства — так же не нужны владельцам,
Как «зрителям тщеславья» не нужны.

С тех пор, увидев блеск богатства дома,
Не цепенея, говорю шутя:
«Людей бахвальство мне давно знакомо,
Игрушками пусть хвалится дитя.»

Я обращаюсь к подлинным богатствам:
Быть малому довольным! — Хлеб, вода —
Достаточно… И хлеб — бывает рабством
Фортуны, чуждой духу, как всегда.

«Но, как — без хлеба?» — Не единым хлебом,
Но словом Божьим счастлив человек.
Взгляни на небо — станешь ближе к небу,
Ведь Пастырь — видит всех своих овец.

Счастлив не тот, кто кажется счастливым
другим (есть богатеи… из воров).
Пусть скуден хлеб — душою будь красивым!
В душе — источник счастья.
Будь здоров.

О вере в себя 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Я спрашивал у многих земляков:
Как ты живешь и как дела коллеги?-
В ответ: Луцилий? Кто это таков?

Я рад! Держись подальше от прохожих,
Что могут задержать тебя в пути.
Жизнь коротка, а люди не похожи,
И каждым движет собственный мотив.

Спеши, мой дорогой, беги быстрее,
Как будто достают тебя враги.
Успей — пройти свой путь по галерее
Судьбы до смерти, время береги.

Путь завершив стремительно, досрочно,
Ты сможешь ждать исход последним днем,
И пребывать в блаженстве беспорочном,
И знать, что все твое осталось в нем.

Принадлежать себе — вот верх итогов!
Чтоб рядом не ступило ни ноги…
Родители оставили нам много
Того, что… было взято у других.

Чтоб стать свободным — уходи со службы,
Тщеславья искушенье поборов.
Поверь в себя, во имя нашей дружбы,
Отбрось необходимость.
Будь здоров.

О здоровье 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
«Коль ты здоров — прекрасно, я здоров.» —
Так издавна писали письма греки.
Философы — надежней докторов.

Здоровье — в философии, не в теле…
А без нее — больна твоя душа.
И, сколько бы мы гири ни вертели,
Не стоят эти мышцы ни гроша.

Когда отдал все силы тренировке,
В уме одно — прилечь и отдохнуть…
Нет в разуме ни силы, ни сноровки,
И тонкие предметы не копнуть.

Ты выбери любые упражненья,
Чтоб утомлялось тело, крепла стать.
Рекомендую быстрые движенья,
И… времени не забывай считать.

Чем реже смотрим время, тем скорее
Торопится от нас уйти оно.
Заботься о том благе, что старея,
Лишь крепло бы, как доброе вино.

Я не велю все дни сидеть за чтеньем,
Ведь отдохнуть должна твоя душа.
Для отдыха отдал бы предпочтенье
Беседам и прогулкам не спеша.

Не слушай тех, кто хочет ухищреньям
Тебя учить: так — есть, так — сел, так — встал…
Их наглость вызывает подозренья,
Что голод им науку нашептал.

Когда ты выступаешь с длинной речью,
За голосом, пожалуйста, следи.
Чтоб, не срываясь в крик, он, то чуть легче,
То громче, вместе с мыслью, проходил.

Жизнь глупого — без радостей, но — в страхе:
«На завтра» все дела несет скорбя.
Пытаясь обогнать всех одним махом,
Не догоняет самого себя…

Установи желаниям пределы,
Оставь за ними хлопот пустоту.
Ведь главное, что ты способен сделать —
Постичь души и мира красоту.

И это достижение важнее,
Всех возлияний в золоте пиров.
Есть Истина — всегда стремись за нею,
А, не копи богатства.
Будь здоров.

О мужестве II 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Тебе судом грозит твой ярый враг?
Ты жаждешь утешенья от коллеги:
«Верь в лучшее, надейся… Этих врак

Тебе произносить сейчас не стану.
К чему нам пыль истоптанных дорог?
Другой есть путь к спокойствию, как стану,
Свободному от суетных тревог.

Представь, что все страшившее случилось,
Измерь беду и взвесь душивший страх.
Тогда поймешь: твое несчастье — милость:
Невелико иль коротко, как крах.

Несложно мне найти тому примеры,
Их нам дает любой прошедший век:
Изгнанья, пытки, казни…Высшей мерой
Находит наказанья человек.

Рутилий Руф, Панэтием обучен,
Спокойно осужденье перенес.
Неправых судей краток век и скучен.
Руф — и Суллу будил от сладких грез.

Сократу, что беседы вел в темнице,
Предложен был спасительный побег —
Он отказался, чтоб пример зарницей
Прогнал наш страх, дал знать, что есть успех.

Сцевола, не сумев убить Порсенну,
Сам сунул руку в лютый жар огня:
Так доблесть объявляет свою цену…
Порсенна — изумлен, осаду снял…

Ты скажешь: «Эти песни перепеты,
Еще расскажешь, как погиб Катон?» —
Да, расскажу…Пусть эти два куплета
Дадут потомкам знание о том.

Не за свою свободу он сражался,
За Родину, свободу всех сердец.
Одной рукой Платона он держался,
Другой — за меч — спасенье и конец.

Он пал на меч…Врачи забинтовали,
Чтоб оттянуть дорогу в близкий морг.
Но, руки его — рану разорвали,
Он душу свою силою исторг.

И Сципион, захваченный случайно,
Упал на меч… Врагу, когда вошел,
Ответил на вопрос: «А где начальник?»-
«С начальником все очень хорошо!»

Такой поступок поравнял их с предком? —
Нет, больше! — Он дедов затмить сумел.
Разруха Карфагена — подвиг редкий…
Но, больший подвиг — победивший смерть!

Поверь, Луцилий, смерть не станет жуткой
Для тех, кому и жизнь не дорога.
Прими ее — судьбы последней шуткой,
Спокойно наблюдая гнев врага.

Пусть совестью ты чист без причащенья —
Есть, среди судей, несколько скотов…
Надейся на правдивое решенье,
Но, к худшему, Луцилий, будь готов.

Кто отделил смятенье от причины,
Поймет, что в деле страшен — только страх.
Подобны детям — взрослые мужчины,
Испуганные маской на глазах.

Зачем пугать нас острыми клинками?
Зачем на дыбу влечь людей шутя?
Не меньше боль рождает в почках камень,
И женщине — рожденное дитя.

Я обеднею — буду среди многих,
Изгонят — вновь отчизну обрету,
Оковами запутаны мне ноги,
Умру — забуду эту суету.

Мы умираем тихо, ежедневно,
Как капли вытекают из часов.
Вчерашний день погиб в нас?- Несомненно,
Ведь время не посадишь под засов.

Лишь люди могут быть так неразумны,
Желая смерти в страхе перед ней.
А мудрый — не бежит от жизни шумно,
Уходит, как вода между камней.

Иные пресыщаются от жизни
и, отвращенья к ней не поборов,
Спешат собрать родню к последней тризне.
Не нужно торопиться.
Будь здоров.

О философии и ремеслах 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
От Бога — философия и жизнь.
Одевший философии доспехи
Понять стремится: Как он должен жить?

Как ночи мрак пронзает солнце утром,
Так мир от философии ясней.
Пусть от рожденья не дана нам мудрость,
От Бога — всем дана способность к ней.

Представь, что все бы мудрыми родились —
К чему стремиться в суматохе дней?
Не ценна обязательная милость,
Трудом приобретенная ценней.

В ней труд один: отыскивая сущность
Во всех людских, Божественных делах,
Идти к добру сквозь тернии, и пуще:
Не устрашиться вида грозных плах.

И учит: Бога чтить — в нем все начала.
Нас учит: человечное любить.
Содружество людей бы не кончалось,
Но алчность «помогла» о нем забыть.

Ты вспомни: были первые из смертных,
Живя во всем с природою в ладу,
И Лучшие там правили посмертно,
Прогнав от соплеменников беду.

Ведь подчиненье лучшему, мой милый —
В природе и животных, и людей.
Ведущий стадом бык — не самый хилый…
И людям нужен Царь, а не злодей.

Там выбирали по душевным свойствам —
И в счастьи проживали племена:
Ведь, для царя, о ближних беспокойство
работой было в эти времена.

Лишь мудрый мог по праву сесть на троне
В тот век, который звали золотым…
И дело было вовсе не в короне,
А — в голове, без алчной пустоты.

Там слабых от сильнейших защищали,
Учили: что полезно, а что нет.
Не тиранию люди ощущали,
А — добродетели волшебный свет.

Потом порок проснулся в человеке,
И мудрые придумали закон.
Семь мудрецов прославились в том веке,
Афины основал мудрец Солон.

Залевк из Локры, и Ликург из Спарты,
Катанский (что в Сицилии) Харонд…
Сумели, без дебатов разных партий,
Установить и право, и закон.

Пусть говорят: «Философ, на потребу,
Науки и ремесла изобрел…»
Ты от меня согласия не требуй:
«Ворона гложет кость, но, не орел.»

«Философ научил жилища строить?» —
Знак алчности в жилищах для меня.
Так, алчность сокрушила крепость Трои
(Через Елену, а потом… коня).

Тогда на свет явился архитектор,
Чтоб роскошь гордый строила полог
По вычурным немыслимым проектам,
Включая золоченый потолок.

А раньше от дождя спасали ветки,
Уложенные правильно на скат.
И не боялись, что их сдует ветром…
Теперь под белым мрамором дрожат.

Не мудрецы изделья из железа
Изобрели и начали ковать:
Что хитрости, наверное, полезно,
То мудростью не стоит называть.

«Что раньше появилось: Молот? Клещи?»-
Вопрос, не интересный для меня…
Для мудрого не требуются вещи.
Зачем ему себя обременять?

Кого сочтешь мудрее ты сегодня?-
Придумавших диковинный фонтан,
И над столом изменчивые своды?
(Здесь фокус — поворотная плита).

Иль тех, кто показать другим способен,
Что не нужны ни повар, ни солдат?
Что мир для жизни создан и удобен,
И каждый встречный дорог нам, как брат.

Необходимость тьмы забот не знает,
А наслажденье — множество трудов.
И шкуры лис от ветра нас спасают,
А также, от январских холодов.

А летний зной прогнать гораздо проще:
От древности в горах полно пещер.
Простой навес хорош, никто не ропщет,
Кругом найдешь достаточно вещей.

Животные легко живут в природе,
Без знания ремесел и наук…
А человек настолько сумасброден,
Что сам создал хлопот несметный круг.

Пресытившись имевшимся, доступным,
Мы алчем, повышаем цену трат.
И с матерью-природою преступно
Обходимся, пытаясь обобрать.

Страсть к роскоши оставила природу,
Влечет изобретательность порок.
Нам хочется все больше, год от года,
Давно забыт естественный порог.

Ремесел суматоха завертелась:
Куют, кроят, сшивают, вяжут, ткут…
И, для чего?- Все на потребу телу,
Что, не рабом — хозяином зовут.

Вот Посидоний: Мудрецам — дал Боже:
Искусство ткать полотна, спрявши нить.
Прозрачность тканей нынче не поможет
Ни тело, ни стыдливость защитить…

Потом он переходит к землепашцам,
Описывая пахоту земли,
Посев и обработку…В годы наши
Тьму нового здесь выдумать смогли.

На мельницу, и тесто в печь положим
(Все как в природе — челюсти, слюна…)
Не спорю, что процессы очень схожи,
Но, в чем здесь мудрость? Мудрость не видна.

Он к мудрецам относит все и сразу:
Одежду, хлеб и быстрый бег судов…
Конечно, это все придумал разум,
Но, нет в нем блага праведных следов.

Придуманное жалкими рабами,
Что заняты подобным и теперь:
Взять стенограммы, что облегчат память,
Зеркал прозрачность в окна или дверь…

А мудрость — не работает руками,
Вся суть ее — наставница души.
Не для нее отделывают камень,
Она лишь шепчет: Думай, не спеши…

Не мудрых труд — оружие и войны,
Развратность танцев, музыка и пир…
Ее ученье — сделать жизнь достойной,
В согласии и пользе строить мир.

Нам душу от тщеславья избавляя,
Ей стойкое величье придает,
Обуздывая спесь, дух окрыляет,
Поддерживает разума полет.

Нам объясняет праведный путь Бога,
Подземных сил, и гениев, и лар,
Огромный храм… Кто видел хоть немного,
Тот понимает: это высший дар.

Перед духовным взором — мир великий
откроется, стремись к нему сейчас:
Лишь там увидишь подлинные лики,
Которые не видит слабый глаз.

Потом она восходит к тем началам,
Что составляют сущность всех вещей:
И разума извечность изучает,
И силу, что могучей наших тщет.

Затем — к душе, к телесным, бестелесным…
К двусмысленному, в жизни и словах
(Ведь истина и ложь слились так тесно
В поступках, и в речах, и в головах).

Кто изобрел уменье делать своды?
Считается: их автор — Демокрит… —
И до него построены ворота
С округлым верхом, тот же самый вид.

Пусть камни превращал он в изумруды,
Он это изобрел… не как мудрец,
Взгляни вокруг себя: умельцев груды,
Но, в ком ты видишь мудрости венец?

Мудрец узрел божественность в природе,
Он показал, что в жизни есть закон —
Всеобщий, обязательный (не вроде…),
Скрывавшийся под красками икон:

Познать богов, и им повиноваться,
А мненьям и желаньям — цену знать.
Счастливым быть — за счастье не цепляться,
И властным быть — собою управлять.

Иные — отрывают мир от Бога…
От родины оторван гражданин…
И наслажденья им — не вид порока…
Но, путь у добродетели один:

Он — в честности, не купленной дарами
Людей, судьбы — все это жалкий тлен.
Награда в том, что, если честность с нами,
Награды не заманивают в плен.

Покуда жадность нас не разобщила,
Союз расторгнув ради грабежа,
Не зная мудрость, делала община —
Что должно делать мудрости мужам!

И было ль поколение счастливей?-
Всего хватало, много ль унесешь…
Но, тут вмешалась жадность прихотливо:
Кто много хочет, тот теряет все.

Пусть жадность бродит, стаптывая ноги,
Чтоб расширять неправедный удел.
Что б ни присвоить, овладеешь многим,
Но, прежде… Всей Вселенной ты владел…

Сама земля была тогда богаче:
Ее в тот век не трогали совсем.
Скупой не прятал, видя — бедный плачет,
Любили не себя, а каждый — всех.

Не для людей там делали оружье,
А, против хищных, алчущих зверей.
В убежище простом спасались в стужу,
И были — нас спокойней и добрей.

Под штучными не спали потолками —
Светила им сияли в вышине.
Им заменял подушку плоский камень,
Спалось — как не приснится вам и мне.

Никто из них природой не обижен,
И был в природе праведный покой.
Среди лугов — покровы грубых хижин,
Построенных неловкою рукой.

Они еще не стали мудрецами.
Наследники величия богов —
Сильнее и способней, чем мы с вами…
Но, корень добродетели — в другом.

Не знали серебра и самоцветов,
И не было из золота парчи…
Я эту жизнь назвал бы «вечным летом»,
Теперь к нему утеряны ключи.

Природа — мать, они — благие дети…
В неведеньи: Что зло? И, что порок?
Обученным дается добродетель,
С рожденья — лишь задатки.
Будь здоров.

О софизмах 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Ты мне прислал дорожное письмо,
Столь длинное, что впору ставить вехи
Между абзацев и… нести в комод…

Хочу подумать и отвечу позже.
Решить вопрос сложнее, чем задать:
Что одному — на смертный путь похоже,
Другому — восхищенья благодать.

Как друг для друга — помыслами чисты:
Добро и зло — одни двоим в судьбе.
Не могут быть блаженны эгоисты:
Что дал другим, потом пожнешь в себе.

Такой закон написан нам от века
И связывает нас прочней, чем нить.
Кто делится со всяким человеком,
Тот с другом все способен разделить.

Софисты, хитроумные досугом,
Тусуют смыслы слова «человек»…
И восклицают: «Чем делиться с другом?
Что человеку мне отдать навек?»

«Всяк человек — мой друг?». Другой подскажет:
«Важней, чем человек — мой верный друг»…
И, первый дружбой хлеб поутру мажет,
Второй, для друга, сломит все вокруг…

Пускай не понимаю я в софизмах —
Я знаю направление и цель!
Их разбирать — достойно укоризны:
В них не найти желанных панацей.

«Мышь — слог, а мышь ест сыр…Сыр съеден слогом?»-
Здесь — глупость, но, какая в том беда?
Ты в мышеловках слогов видел много?!
Не видел?- Нет от слога нам вреда.

Нелепицы философам постыдны…
Неужто ради них мы морщим лбы?
Чтоб ясное считать неочевидным?
Бояться всех превратностей судьбы?

Зачем ты сочиняешь эти штучки?
Не время забавляться, помощь ждет:
Когда больной уже дошел до ручки,
Так шутит только полный идиот…

Ты шутишь, а больным, поверь мне, страшно…
Ты шутишь и не слышишь: Помоги!
Протягивая руки к твоей башне,
Все верят: будут сломлены враги!

Тащи скорее из водоворота,
Пусть истина им освещает путь
Через спасенья тесные ворота.
А зло — везде проникнет как-нибудь.

Дели необходимое с излишним,
Скажи, как легок праведный закон,
Как вожделенья манят вкусом вишни,
Хлеб истины — дерущим рот куском.

Софизмы — бесполезны и порочны:
В них крепкого оружья не найти…
Ты видел, чтобы веником непрочным
Пытались след фортуны замести?

Увертки и ловушки эти — ложны,
Кто верит им, тому уж — «дело швах».
Как претор на суде — истцу помощник,
Так мудрость восстановит нас в правах.

Зачем учить грамматики начала?
Зачем я к философии приник?
Она — стать равным Богу обещала!-
Так, где же он, обещанный родник?!

Все доброе — и просто нам, и ясно,
Как истинность творений мастеров.
Не трать минуты жизни понапрасну —
Забрось свои софизмы!
Будь здоров.

О благодарности 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Так говорят не те, кто был мудрей:
Мол, тайна философии, от греков —
Презрение начальников, царей.

Напротив — кто им больше благодарен
За тихий час досуга и покой?
По ним философ судит, что недаром
Руководитель поводил рукой.

Без общего покоя в государстве
Жить праведно философу невмочь.
Республикой зовется или царством,
Важней всего — спокойный день и ночь.

Любая награжденная бездарность
Стремится к возрастанию наград.
В чем гнусность жадных? — Их неблагодарность…
Кто не насыщен — ничему не рад.

Чиновный взгляд блестит по коридорам:
«Вперед и вверх», не «вниз», и не «назад».
Кто «вышел из народа», очень скоро…
«В народ» не оборачивает взгляд.

А, человек порядочный и честный,
Ушедший на покой от нервных дел
(Хотя, на службе многим был известным),
Благодарит за скромный свой удел.

Царь защищает всех в своей отчизне,
Но, кто ему платить готов полней?
Кто выше ценит благо мирной жизни? —
Тот, кто во благо пользуется ей.

Из облаченных в тогу есть немало
Таких, кому «мир хлопотней войны»,
Готовы ускорять войны начало,
За блеск монет — отдали б полстраны.

Людская глупость, жадность различают
«Владение» и «Собственность» вотще.
А мудрый благодарность ощущает
За благо, что дается «всем вообще».

Великие и подлинные блага
Не делятся малюсеньким куском.
Даются — на всю жизнь, не на день, на год…
Одно — на всех, любому — целиком.

Мудрец бредет в убогом одеяньи
И шепчет философии мотив:
«Будь благодарным за благодеянье,
Признательностью щедро заплатив.»

Юпитер, всем владея, всё дарует,
Он, для людей — подателем всего.
А мудрый — не берет, пусть хоть воруют,
Поскольку он не хочет ничего.

«С умеренностью, храбростью, терпеньем
Философы возносятся до звезд.»
А боги не завистливы — ступени
Видны тому, в ком дух стремится в рост.

Ты удивлен, что люди ходят к Богу?-
И Бог идет, бросая семена…
И, как они растут, взирает строго
И терпеливо, долги времена…

Умея ждать, Он подает нам знаки:
Как урожай? Заглох или подрос?
Да, вижу — сорняки…
А, где же злаки,
Что Я посеял в людях?!
Будь здоров.

Об истоках бед 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Зачем ты ужасаешься от бед,
Что нам несут пожар, обвалы, реки?-
В природе злоумышленности нет.

Такое, хоть бывает, но нечасто,
Быть может — десять раз за целый век.
Грозит же человеку ежечасно —
Другой, такой же самый человек.

Нас дым предупреждает о пожаре,
Нам трещина покажет — рухнет дом…
А человек… Не знаешь: как ударит,
И, отобьешь ли ты удар с трудом?

Не торопись поверить лицам встречным —
У них внутри — звериная душа…
Нет, даже зверь, при встрече не калеча,
Уходит, и спокойнее дышать.

Увиденных — повторно зверь не ищет:
Раз он напал — в нем голод или страх.
А, человек — крадет у самых нищих,
И рад тому, что для другого — крах.

Но, ты — не он, ты должен жить иначе:
Стремясь чужие козни обходить,
Порадуйся с другим — его удачам,
Старайся никому не навредить.

Хоть навредить тебе, конечно смогут…
Укройся в философии дому,
Встречаются — лишь на одной дороге,
А здесь — есть шанс, что встречные поймут.

Философы не хвастают, не дразнят,
А, обличают — только свой порок.
Будь мудр, не вызывая неприязни —
Опасностей причины.
Будь здоров.

О стоиках и перипатетиках 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Тебя щадил… Теперь ты попросил
Сравненья оппонента и коллеги…
О, Господи, позволь набраться сил!

«Разумный человек во всем умерен;
Умерен — стоек, стоек — тверд в беде,
Печаль не зная, лишь в себе уверен,
Блажен.» — Так наши говорят везде…

Перипатетик скажет: Стоп, не нужно
Все слишком уж буквально толковать:
Ничто людское мудрому не чуждо,
Есть в мыслях повод душу волновать.

Как понимать: «Не знающий печали?»-
Тот, кто печалям воли не дает…
Печали — в человеческом начале,
В природе, как закат или восход.

Тогда мудрец — сильнее самых слабых?
Чуть выше низких, чуть светлее тьмы?
Воздержней потаскухи, мерзкой бабы,
Проворнее калек или хромых?!

Так, все пороки перебрав по чину,
В словах о мудром мы найдем лишь лесть.
Иль только в мере зла искать причины?
Здоров ли тот, в ком слабая болезнь?!

В «бескосточковых» финиках… есть зерна,
В отличье от обычных, не тверды.
И зло, вначале малое, проворно
Растет и нас доводит до беды.

Наш разум никогда страстям не равен,
Его смывает бешеный поток
Страстей, что пропитают до окраин
Сознание, как в насморке платок.

Как лев, страсть — подчиняться не умеет,
Хоть укрощен, он ловит свой момент,
Завидя кровь, рычит и пламенеет…
Что укротитель?- Где твой инструмент?!

Кто страстью одержим, как наважденьем,
Не смог в себе преграду ей создать:
Нам легче воспрепятствовать рожденью
Пороков, чем потом их обуздать.

Пороков власть охватываете живо,
И разум — бесполезная сума.
«Умеренность в пороках» просто лжива,
Как лозунг «не спеша сходить с ума».

Жестокость, скупость и неверность долгу —
Известны с незапамятных времен.
И потому живут они так долго,
Что не меняют собственных имен.

Из века в век, любой из нас свидетель,
Они — как паутины прочной нить.
Доступна управленью добродетель,
Пороки можно лишь искоренить.

Дурным порывам дав немного воли,
Теряешь власть над ними навсегда:
Наш страх растет при виде внешней боли,
Что б разум ни твердил, все ерунда…

Кто допустил в себе рожденье страсти,
Потом всю жизнь с ней бьется, Дон Кихот.
Когда вещей начала неподвластны,
Не в нашей власти также их исход…

«Он не гневлив, бывая в гневе редко…
Он, хоть не трус, боится иногда…»
Порок меняет душу, словно клетка,
И, с каждым днем — видней следы вреда.

Нам академик, истины радетель,
Оставил фразу (как ее постичь?):
«Блаженной может стать лишь добродетель,
Но совершенства в благе не достичь.»

Кто так считает, просто забывает:
У Бога — добродетели пути,
Божественного выше… не бывает,
Поскольку выше — некуда идти.

Блаженство не разделишь на ступени,
Блажен иль нет — другого не дано.
Кто не блажен — раскаянья и пени…
Светло блаженным, хоть вокруг темно…

Величина неважна, важно свойство:
Блаженная душа всегда полна.
Нет места в ней пороку, беспокойству…
В ней истина пречистая одна.

«Бесстрашье храбрых — это род безумья!» —
Для бедствий — да! Опасности — не в счет.
Разумен трус, от страха обезумев
В опасности, что мудрый пресечет?

«Что ж, под удар себя подставит храбрый?» —
Ничуть! Он осторожен, не труслив.
Не избежит — сумеет «взять за жабры»
Опасности, себя повеселив.

Беда в одном — отдать свою свободу!
Все прочее — лишь видимость беды:
Плен, нищета, побои год за годом,
Болезни утомительной следы…

Беда вредит и делает нас хуже,
Страдание и бедность — не беда.
Корабль в штормах накренился, и нужен
Здесь кормчий — мастер тяжкого труда.

Перипатетик скажет: «Как и кормчим,
Мешает буря, мудрым — нищета.» —
В них разность целей: первым — путь закончить,
Вторым — благого курса прямота.

А, впрочем, разве кормчий обещает
Нам счастье? — Только правильность пути…
От Нептуна искуссно защищая,
И зная, что, иначе не пройти.

Труд кормчего — везти на расстоянье,
Как труд врача — лечение больных.
А в мудрости есть общность достоянья,
Хоть ближе к мудрецу, чем к остальным.

Пускай его гнетет необходимость —
Он может людям пользу принести:
Удача, оскорбленья и судимость
Удара не способны нанести.

А, счастье и несчастье — только повод
Явить нам добродетельность в делах.
Ее дорога — Бога строгий повод,
Не имя суть: Христос или Аллах.

Из кости мог ваять скульптуры Фидий,
И бронзе мог он форму придавать…
Да, хоть гранит — он дал бы нам увидеть
Ту красоту, что камень мог скрывать.

Так добродетель, в славе и при деньгах
Иль в бедности, в сенате и в строю…
Оставит лучший след, что можно сделать.
И в этом ее, позже, узнают.

Над хищным зверем одержать победу,
Способен дрессировщик без багров.
Мудрец искуссно укрощает беды,
Внушая бедам кротость.
Будь здоров.

О слове и деле 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Здоров?- Я рад с тобою пополам.
Философом не стать в библиотеке,
Их мудрость познается по делам.

Знак мудрости — в единстве слова с делом,
Со всеми оставайся — сам собой.
Ты спросишь: «Кто же смог такое сделать?»-
Немногие… Не тешусь похвальбой.

Ты оглянись — найдешь противоречья:
Твой дом, одежда, стол — во всем равны?
Ко всем ли обратишься с той же речью?-
Нестойкостью отличия даны.

Никто не знает твердо, что он хочет?
А если знает — нет в упорстве сил.
Наутро — вновь желает то, что ночью
Подверг сомненью, даже осудил…

Хотеть и отвергать всегда все то же —
Знак мудрости, от прочего — беда.
Нечестным и неправильным не может
Быть то, что привлекает нас всегда.

У большинства — желания, как тесто.
В упорстве — достижение вершин!
Допустим: не вершина это место…
Но, знать об этом будешь ты один.

«А что мне делать с присною толпою?
Их моя бедность может оскорбить…»-
Кто в бедности останется с тобою,
Тот — любит!- Как тут бедность не любить?

Доволен будь собой и милым благом,
Что породить своим усильем смог.
Нельзя отнять добро под этим флагом.
Все остальное — как рассудит Бог.

«Кто в рубище, с потрепанного ложа,
Зовет нас в бедность, золото поправ,
Своим примером побудить нас может,
Не болтовней, а жизнью доказав.»

Велик душой, кто и в богатстве беден,
Кого оно не в силах развратить.
Ему ценнее Святый дух обеден,
Чем золото, что в алтаре блестит.

А, если бедность впрямь к нему нагрянет,
Он сохранит величье, хоть чуть-чуть?
А, если вдруг бедняк богатым станет,
Сумеет ли презреть богатства путь?-

Не знаю…По делам все станет ясно.
Но, бедность нам приятна и легка
Лишь оттого, что, с нею — безопасность,
Вот это — я скажу наверняка.

Природа отпустила очень мало,
Богатым не рождается никто.
Грудное молоко лишь пьем сначала,
И спим, укрывшись малым лоскутом.

Так начинаем… дальше — царства тесны,
Нам не хватает золота, шатров…
Зачем?!- Природе это неизвестно…
Кто был рожден богатым?
Будь здоров.

О стойкости духа 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Нас в странствия зовет нестойкий дух.
Пока не остановишь тело в беге,
Ни счастье, ни блаженство не придут.

Здоровье — только в длительном леченье,
Жизнь прежнюю — в покое забывать.
Лишь двинешься, проснутся увлеченья,
И вожделенья станут волновать.

Влюбленным, чтоб избавиться от страсти,
Любимых тело нужно забывать.
Так, от всего, что прежде было счастьем,
И взор, и слух пытайся отрывать.

Страсть жадности рождает жажду денег.
Любая страсть в душе родит мятеж:
Кто похотлив — наградой наслаждений,
Честолюбивый — ищет свой кортеж.

Пороки соблазняют нас наградой,
А благо — безвозмездно входит в дом.
«В ярмо запрячь пороки?… В чем же радость?»-
Лишь в совершенстве, данном нам трудом.

Готовься к смерти. Раньше умирая,
Никто не умирает не в свой срок.
«Чужую» смерть никто не выбирает,
Оставишь — лишь чужое.
Будь здоров.

Об ожидании смерти 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Недавно я за город выезжал…
Что ж вижу: все платаны, как калеки,
А их собственноручно я сажал.

Моя усадьба потеряла внешность:
Крошатся камни, крыша потекла.
И в том — не управителя небрежность,
Он говорит: «Усадьба отжила.»

Ее я тоже строил, полон силы…
Хоть не вернуть давно минувших дней,
Не стынет кровь в предчувствии могилы —
Дышу теперь я глубже, и ровней.

Что за старик стоит в сенях у двери?
Я не хочу чужого мертвеца…
«Ты кукол мне дарил.» Возможно ль верить? —
То, сын слуги…на взгляд — старей отца.

Я стар. Но старость — то же наслажденье,
Вкусней всего — последние плоды,
И дети — как прекрасное виденье,
Когда уходят детства их следы.

Тому, кто пьет — милей последний кубок,
Который довершает путь ко дну,
От предыдущих — только след зарубок.
Как сладок вдох, пред тем, как утонуть.

Ты скажешь: «Смерть мила?! — Невероятно…
Да, как ей можно отдавать поклон?!» —
Всех возрастов воистину приятней,
Когда вся жизнь несется под уклон.

Все знать должны, что час смертельный близок,
И юноши, и зрелые мужи:
Не возрастом диктован этот список,
Уходит тот, кто… жизнь свою прожил.

Не видел стариков настолько дряхлых,
Чтоб в лишний день поверить им нельзя,
Так, день за днем, их счет фортуна-пряха
Отмеривает пальцами скользя.

«Один день равен всякому другому» —
Так говорил туманный Гераклит.
Настанет день, и все впадают в кому,
И все, что так болело — не болит.

Любой свой день живи, как день последний,
«Прожита жизнь» — скажи, ложась ко сну…
Не так уж страшно, ведь бессмертье — бредни…
А утром… Бог поможет жизнь вернуть.

Скажу еще: «В нужде живется плохо,
Но нет нужды, чтоб жить тебе нуждой.»
Осилишь путь, с благословенья Бога,
Чтоб одолеть нужду свою трудом.

Ты скажешь: «Это — фраза Эпикура…
На что тебе, его венок, лавров?»
Вся истина, что есть в литературе —
Моя, готов делиться.
Будь здоров.

О страхе смерти 0 (0)

Луцилия приветствует Сенека!
Что начинаешь — делай, поспешай.
Забыв понятья: роскошь, лень и нега,
Ты соберешь достойный урожай:

Ты испытаешь чувство наслажденья,
Проникнувшись спокойствием в душе.
Ее покой — не цели привиденье,
В нем — суетность, лежащая в туше.

Ребячливость — порок преклонных старцев,
Младенчество — их помыслов порок.
Пусты и мнимы страхи. Смерти царству
Платить боятся данный всем оброк.

Лишь сделай шаг — поймёшь: не все так страшно,
Ведь смерть не может вечно быть с тобой.
Она пришла — и стала днем вчерашним,
А нет ее — к чему играть отбой?

Иной готов пойти на смерть от страха…
Из-за ничтожных, в общем-то, причин —
Готовы жизнь закончить одним махом.
В презреньи жизни — красота мужчин.

Смотри на жизнь спокойно, равнодушно.
Так, в каждый час прошу тебя смотреть.
Пусть большинство, в мученьях жизни скучных,
Жить не хотят, не могут умереть.

Как только ты оставишь все тревоги,
Свет мужество прольет на слабый дух.
И станет жизнь приятною дорогой,
И мысли о Божественном придут.

Мальчишка и скопец убил Помпея,
Гай Цезарь осудил — и пал Лепид
Сам Цезарь претерпел удар Хереи…
Фортуна — то вздымает нас, то спит.

Презри боязнь убийства гордой властью,
Хоть, перед ней ты, несомненно слаб.
Не только в ней скрываются напасти:
Убить тебя способен даже раб.

Пускай врагом приговорён ты к смерти —
Ты от рожденья к ней приговорён.
Кто помнит это, безмятежно чертит
Свой путь, от страха не терпя урон.

В чем смысл богатства, данного природой? —
Не жаждать лишь, не мерзнуть, не алкать.
Вполне доступно это для народа,
Зачем же свыше этого искать?

Для мнимых благ бродить по белу свету,
И обивать спесивости порог?
Богат — кто всем доволен в жизни этой,
Не проклиная бедность.
Будь здоров.