На стеклах нарастает лед 0 (0)

На стеклах нарастает лед,
Часы твердят: «Не трусь!»
Услышать, что ко мне идет,
И мертвой я боюсь.

Как идола, молю я дверь;
«Не пропускай беду!»
Кто воет за стеной, как зверь,
Кто прячется в саду?

Я спросила у кукушки 0 (0)

Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу…
Сосен дрогнули верхушки.
Желтый луч упал в траву.
Но ни звука в чаще свежей…
Я иду домой,
И прохладный ветер нежит
Лоб горячий мой.

Когда человек умирает 0 (0)

Когда человек умирает,
Изменяются его портреты.
По-другому глаза глядят, и губы
Улыбаются другой улыбкой.
Я заметила это, вернувшись
С похорон одного поэта.
И с тех пор проверяла часто,
И моя догадка подтвердилась.

Я окошка не завесила 0 (0)

Я окошка не завесила,
Прямо в горницу гляди.
Оттого мне нынче весело,
Что не можешь ты уйти.
Называй же беззаконницей,
Надо мной глумись со зла:
Я была твоей бессонницей,
Я тоской твоей была.

Пушкин 0 (0)

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..

«Пушкин» Ахматовой

С юности Анна Андреевна Ахматова любила творчество Александра Сергеевича Пушкина. Она знала наизусть не только его стихи, но и письма.

Стихотворение написано в марте 1943 года. Поэтессе в эту пору 54 года, она в Ташкенте, выздоравливает после брюшного тифа. Радостные известия этого времени – первое письмо от сына после долгого молчания, прорыв блокады Ленинграда. Она также опекает Георгия Эфрона, сына трагически ушедшей из жизни М. Цветаевой. Главным делом ее в этот период становится работа над «Поэмой без героя». Интересно, что среди ближайших подруг ее в Ташкенте была актриса Ф. Раневская. По жанру – посвящение, экспромт, по размеру – ямб со смежной и перекрестной рифмовкой, 1 строфа. Рифмы и открытые, и закрытые. Лирическая героиня – сама автор, словно беседующая с почитателями творчества А. Пушкина. Интонация легкая, чуть задумчивая. Есть и риторический вопрос с многоточием, и восклицание.

«Что такое слава»: действительно, в полной мере ответить на этот вопрос может только испытавший ее. Похоже, даже сама А. Ахматова не решается выступить в этом споре о славе арбитром. «Какой ценой»: ее не обманывал миф о беспечности поэта. За каждой строкой стоит труд – и, прежде всего, сердца и ума.

«Право»: она уверена, что такое право у него действительно есть, он его заслужил, это не оспаривается. «Возможность или благодать»: оба слова сближены, как синонимы. «Шутить»: жизнерадостность, солнечность, искрометность поэзии А. Пушкина общеизвестна. «Молчать»: недоговоренность – частый прием в творчестве поэта. За этим молчанием – тысячи слов. «Ногу ножкой»: об этом уменьшительном суффиксе можно написать целый трактат. К примеру, такое слово встречается не единожды в «Евгении Онегине», где вокруг «ножек» поэт патетически разводит целую философию, возводя их до высоты обобщающего образа. Существует целая вереница нарисованных поэтом ножек в черновиках и рукописях. Сама поэтесса недаром называла этот роман «воздушной громадой». Название этого стихотворения подчеркивает желание А. Ахматовой в очередной раз попытаться выделить некую квинтэссенцию творчества А. Пушкина, разгадать загадку этого феномена. Эпитеты: мудро и лукаво, таинственно. Перечислительная градация: шутить, молчать, называть. Инверсия: купил он.

К пушкинскому наследию А. Ахматова возвращалась в разные периоды своей жизни. Во время Великой Отечественной войны она создает короткое стихотворение «Пушкин».

Солнце комнату наполнило 0 (0)

Солнце комнату наполнило
Пылью желтой и сквозной.
Я проснулась и припомнила:
Милый, нынче праздник твой.

Оттого и оснеженная
Даль за окнами тепла,
Оттого и я, бессонная,
Как причастница спала.

Приходи на меня посмотреть 0 (0)

Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: «Довольно!»

Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!

Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.

Теперь никто не станет слушать песен 0 (0)

Теперь никто не станет слушать песен.
Предсказанные наступили дни.
Моя последняя, мир больше не чудесен,
Не разрывай мне сердца, не звени.

Еще недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет,
А ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот.

Мурка, не ходи, там сыч 5 (2)

Мурка, не ходи, там сыч
На подушке вышит,
Мурка серый, не мурлычь,
Дедушка услышит.
Няня, не горит свеча,
И скребутся мыши.
Я боюсь того сыча,
Для чего он вышит?

Мы не умеем прощаться 0 (0)

Мы не умеем прощаться,-
Все бродим плечо к плечу.
Уже начинает смеркаться,
Ты задумчив, а я молчу.

В церковь войдем, увидим
Отпеванье, крестины, брак,
Не взглянув друг на друга, выйдем…
Отчего все у нас не так?

Или сядем на снег примятый
На кладбище, легко вздохнем,
И ты палкой чертишь палаты,
Где мы будем всегда вдвоем.

Да, я любила их, те сборища ночные 0 (0)

Да, я любила их, те сборища ночные,-
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, зимний пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.