Ленинградскую беду
Руками не разведу,
Слезами не смою,
В землю не зарою.
Я не словом, не упреком,
Я не взглядом, не намеком,
Я не песенкой наемной,
Я не похвальбой нескромной
___________
А земным поклоном
В поле зеленом
Помяну…
Анна Ахматова — Стихи о войне
Освобожденная
Чистый ветер ели колышет,
Чистый снег заметает поля.
Больше вражьего шага не слышит,
Отдыхает моя земля.
Путем всея земли
Прямо под ноги пулям,
Расталкивая года,
По январям и июлям
Я проберусь туда…
Никто не увидит ранку,
Крик не услышит мой. —
Меня — китежанку,
Позвали домой.
И гнались за мною
Сто тысяч берез,
Стеклянной стеною
Струился мороз.
У давних пожарищ
Обугленный склад.
«Вот пропуск, товарищ,
Пустите назад…»
И воин спокойно
Отводит штык —
Как пышно и знойно
Тот остров возник:
И красная глина,
И яблочный сад…
О, salve, Regina!
Пылает закат.
Тропиночка круто
Взбиралась, дрожа.
Мне надо кому-то
Здесь руку пожать…
Но хриплой шарманки
Не слушаю стон.
Не тот китежанке
Послышался звон.
Окопы, окопы, —
Заблудишься тут.
От старой Европы
Остался лоскут,
Где в облаке дыма
Горят города…
И вот уже Крыма
Темнеет гряда.
Я плакальщиц стаю
Веду за собой.
О, тихого края
Плащ голубой…
Над мертвой медузой
Смущенно стою;
Здесь встретилась с Музой
Ей клятву даю,
Но громко смеется,
Не верит: «Тебе ль?..»
По капелькам льется
Душистый апрель.
И вот уже славы
Высокий порог,
Но голос лукавый
Предостерег:
«Сюда ты вернешься,
Вернешься не раз,
Но снова споткнешься
О крепкий алмаз.
Ты лучше бы мимо,
Ты лучше б назад,
Хулима, хвалима,
В отеческий сад».
Черемуха мимо
Прокралась, как сон.
И кто-то: Цусима!
Сказал в телефон.
Скорее, скорее…
Кончается срок:
«Варяг» и «Кореец»
Пошли на восток…
Там ласточкой реет
Старая боль,
А дальше темнеет
Форт Шаброль, —
Как прошлого века
Разрушенный склеп,
Где старый калека
Оглох и ослеп.
Суровы и хмуры,
Его сторожат
С винтовками буры.
Назад, назад!
Великую зиму
Я долго ждала,
Как белую схиму
Ее приняла.
И в легкие сани
Спокойно сажусь…
Я к вам, китежане,
До ночи вернусь…
За древней стоянкой
Один переход.
Теперь с китежанкой
Никто не пойдет:
Ни брат, ни соседка,
Ни первый жених, —
Лишь хвойная ветка
Да солнечный стих,
Оброненный нищим
И поднятый мной…
В последнем жилище
Меня упокой.
Первый дальнобойный в Ленинграде
И в пестрой суете людской
Все изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат
Он, правда, был похож, как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов —
Веселых ливней весть.
А этот был, как пекло, сух,
И не хотел смятенный слух
Поверить — по тому,
Как расширялся он и рос,
Как равнодушно гибель нес
Ребенку моему.
Когда погребают эпоху
То град твой, Юлиан!
Вяч. Иванов
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит.
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают, дело не ждет.
И тихо, так, Господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
А после она выплывает,
Как труп на весенней реке,
Но матери сын не узнает,
И внук отвернется в тоске.
И клонятся головы ниже.
Как маятник, ходит луна.
Так вот — над погибшим Парижем
Такая теперь тишина.
Клятва
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
«Клятва» Ахматовой
Анна Ахматова — великая русская поэтесса. Она была патриоткой. Ее отношение к советской власти было довольно противоречивым, ведь именно оно забрало у нее мужа, а сына заслало в лагеря. Но когда появилась возможность уехать за границу, она напрочь отказалась от этого предложения. Стихотворение «Клятва» было написано в трудный период жизни как поэтессы, так и страны, но оно хорошо показывает отношение Ахматовой к происходящему.
Во время Великой Отечественной войны поэзия играла большую роль в жизни людей. Она была необходима как тем, кто защищал Родину, так и тем, кто оставался дома и ждал своих родных. Это жены, сестры, дети и матеря, которые не знали, что происходит с их близкими. Они жили в страхе, неведении и ожидании. Единственное, что у них было — надежда, что их родные вернутся живыми. Ощущая на себе боль трудного времени, Анна Ахматова пишет стихотворение «Клятва», которое посвящает всем ждущим кого-то людям.
Поэтессу война застала в Петербурге. Во время блокады города, она находилась в нем. Лирика по-прежнему занимает первое место в ее произведениях, но теперь она меняется. Становится более глубокой и философской.
Ахматова умела четко разделять понятия родины и государства. Родную землю она очень любила и трепетно к ней относилась. Что касается государства, то к нему отношение было другое. Оно вызывало у нее чувство ненависти, отчужденности и неприязни.
Когда наступила война, женщина стала на сторону большевиков, чему сама очень удивилась. Она думала, что только им под силу освободить людей от бед фашистского гнета. Поэтесса начинает писать патриотические стихотворения, которыми пытается укрепить боевой дух солдат. Те, кто остался в стороне, должны стараться изо всех сил для того, чтобы хоть чем-то помочь солдатам, защищающим Родину.
В 1942 году публикует хоть и маленькое, но очень проникновенное стихотворение «Клятва». Она пытается донести в нем людям то, что самое главное — не терять веру. Нужно набраться сил и пройти через все ужасы войны, чтобы потом настал светлый период в жизни. В душе поэтесса понимает, что этот путь будет долгим и тяжелым. Поэтому народу нужно набраться мужества и терпения, в особенности это касается всех женщин. Ахматова искусно и точно раскрывает образ обычной русской женщины, которая ждет своих близких с войны. Это любящая жена, мать и соратница.
Главная героиня оказалась в очень жестоком времени, но она клянется, от имени всего человечества, что русский народ никогда не сдастся врагу.
27 января 1944 (И в ночи январской, беззвездной)
И в ночи январской, беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе.
Прошло пять лет
Прошло пять лет,— и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя,
и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.
И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.
Где танк гремел — там ныне мирный трактор,
Где выл пожар — благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.
Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью — зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки,—
Там мать поет, качая колыбель.
Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.
Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.
Анна Ахматова — In memoriam (А вы, мои друзья последнего призыва)
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Ведь все равно — вы с нами!..
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым
рядами —
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Победителям
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!
«Победителям» Ахматовой
Произведение «Победителям» Анны Андреевны Ахматовой – отклик на весть о снятии блокады Ленинграда.
Стихотворение написано в январе 1944 года. Поэтессе исполнилось 55 лет, она находится в Ташкенте, куда попала в результате череды эвакуаций. Только после настоятельных просьб врачей она согласилась покинуть Ленинград. Уже в мае она вернулась в город. По жанру – патриотическая лирика, по размеру – дольник с перекрестной и охватной рифмовкой, 1 строфа. Лирический герой – рассказчик, выступающий от имени всего народа. «Нарвские ворота»: были установлены после побед над Наполеоном, сильно пострадали в Великую Отечественную войну. Образ невозможности отступления. «В жерла «Берт»: немецкая скорострельная мортира с бетонобойными снарядами времен Первой Мировой войны. Для А. Ахматовой словно продолжается незавершенная победой Первая Мировая. Тот же враг – Германия, столь же мощное вооружение. И против всего этого – «советская пехота». «Напишут книжки»: уменьшительный суффикс подчеркивает, что «книжек» выпустят много, их будут читать дети. «Жизнь за други своя»: библейская цитата о тех, кто не щадит собственной жизни ради спасения других. «Незатейливые парнишки»: в этом выражении А. Ахматовой и теплота, и материнская боль и гордость.
Победители – это ведь простые ребята, из народа. Далее идет перечисление самых распространенных русских мужских имен, в той форме, как этих ребят окликали дома, среди друзей. «Внуки, братики, сыновья»: что ж, по возрасту кто-то годился ей и во внуки. «Братики»: так могли бы звать их младшие сестры, а также – все, кого «братики» освобождали от оккупации. Ну, а среди сыновей был и ее сын Лев, который, несмотря на аресты и ссылки, в конце того же 1944 года сумел добиться отправки на фронт. Как простой солдат, а затем и зенитчик, он дошел до Берлина. Лишь в финальной строке появляется восклицательный знак, ставящий точку в этом коротком, емком, взволнованном стихотворении. Прием инверсии: была смерть, шла пехота. Эпитет: незатейливые. Поэтесса использует аллитерацию и ассонанс для усиления экспрессивности стихотворения. Первые четыре строки метафоричны, соединяют в себе несколько эпох. Тема памяти – одна из важнейших в этом произведении.
Гражданская лирика в годы войны занимала большое место в творчестве А. Ахматовой. «Победителям» — произведение о связи времен и поколений, страница опаленной войной русской истории.
Птицы смерти в зените стоят
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
Вражье знамя
Вражье знамя
Растает, как дым,
Правда за нами,
И мы победим
июль 1941
Памяти друга
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку, и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
«Памяти друга» Ахматовой
Анна Андреевна Ахматова видела и царскую Россию, и большевицкую. Представитель Серебряного века русской поэзии, она в зрелые годы создала множество потрясающих по содержанию, и емких по форме произведений. Среди них особое место занимает «Памяти друга».
Стихотворение написано в 1945 году, поэтессе исполнилось 56 лет. А. Ахматова прошла в войну череду эвакуаций, довелось ей застать и блокаду Ленинграда, ее сын, арестованный по надуманному предлогу, также попал на фронт. По жанру — патриотическая лирика, по размеру — пятистопный ямб с перекрестной рифмой, без деления на строфы. Рифма открытая и закрытая. Восемь строк, созданных к Дню Победы. Именно так, с большой буквы, пишет она об этом дне. Он «нежный и туманный», без фанфар и громких фраз. «Заря красна» напоминает о пролитой на поле брани крови. В это время даже весна — вдова. Весь мир приходит в себя после тяжелейшего испытания. Даже природа соучаствует в горе людей. Безымянная солдатская могила — в 1945 году еще не позабытая, но раз сегодня сюда никто не пришел — весна, как смиренная вдова, с нежностью и сердечной болью хлопочет, убирая и украшая ее. Еще и потому она вдова, что эти юноши могли бы этой весной начать новую, мирную жизнь. Но их отняли у весны. Поэтесса выбирает образ жены, потерявшей мужа, а не матери. Читатель видит ее на коленях: дохнет на почку, траву погладит. Первую хрупкую бабочку мирной весны она ссаживает на землю уже без опаски. «Одуванчик распушит»: уже не наступит на него сапог, не просвистит мимо пуля, не обагрится кровью земля. Почерневшие от горя люди потихоньку учатся радоваться природе и «запоздалой весне». Повтор союза «и» усиливает экспрессию.
Стихи глагольны: подняться не спешит, погладит, ссадит. Сравнение по типу тавтологии: заря, как зарево. Весна-вдова — метафора. Олицетворения: хлопочет, дохнет, распушит. Датой создания стихотворения является осень, ноябрь, день памяти святого Димитрия Солунского, славного воина. К этому дню всегда бывает приурочена Вселенская родительская суббота — общий поминальный день для всех умерших в сражениях за Родину. Такой день памяти есть только в Русской Православной Церкви, и изначально молились о воинах Куликова поля. Церковь, все живое — скорбит, молится. «Друг» — это каждый погибший. Люди надеются, что теперь, после войны, наступит какая-то совсем другая жизнь.
Победа — время, когда нужно вспомнить не только живых, но и погибших. В своем коротком восьмистишии А. Ахматова обращается к «Памяти друга».
С самолета
На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров.
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала: это все мое —
Душа моя и тело.
Белым камнем тот день отмечу,
Когда я о победе пела,
Когда я победе навстречу,
Обгоняя солнце, летела.
И весеннего аэродрома
Шелестит под ногой трава.
Дома, дома — ужели дома!
Как все ново и как знакомо,
И такая в сердце истома,
Сладко кружится голова…
В свежем грохоте майского грома —
Победительница Москва!