Сусальным золотом горят 0 (0)

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские ёлки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

Если утро зимнее темно 0 (0)

Если утро зимнее темно,
То холодное твое окно
Выглядит, как старое панно:

Зеленеет плющ перед окном;
И стоят, под ледяным стеклом,
Тихие деревья под чехлом —

Ото всех ветров защищены,
Ото всяких бед ограждены
И ветвями переплетены.

Полусвет становится лучист.
Перед самой рамой — шелковист
Содрогается последний лист.

Мы с тобой на кухне посидим 0 (0)

Мы с тобой на кухне посидим,
Сладко пахнет белый керосин;

Острый нож да хлеба каравай…
Хочешь, примус туго накачай,

А не то веревок собери
Завязать корзину до зари,

Чтобы нам уехать на вокзал,
Где бы нас никто не отыскал.

«Мы с тобой на кухне посидим» Мандельштама

Произведение «Мы с тобой на кухне посидим» — последствие бесприютности Осипа Эмильевича Мандельштама, вынужденного в те годы вместе с женой жить по чужим углам.

Стихотворение написано зимой 1931 года. Его автору в эту пору исполнилось 40 лет, прошло 3 года с выхода последнего сборника его стихов, эта книга окажется последней в его жизни. Удалось выхлопотать поездку по Кавказу, значительно приободрившую поэта, внесшую свежую струю в его творчество. Впрочем, были у него виды осесть в Тифлисе. Но пришлось возвращаться в Москву, где жить было негде. Он занимается переводами, изучает итальянский язык. В этот период он с женой скитается по Петербургу, не имея своего угла. Жилищная комиссия творческих работников отказалась предоставить О. Мандельштаму хоть какое-то жилье. Опять придется уезжать, причем, было решено, что ослабленная обострением туберкулеза супруга остановится у своих родственников, а он — у собственного младшего брата. Под впечатлением этого отказа и написано стихотворение. По жанру – бытовая зарисовка с трагическим подтекстом, по размеру – хорей со смежной рифмовкой, состоит из 4 двустиший. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор. Стихотворение начинается с местоимения «мы», поэт не одинок, рядом с ним преданный близкий человек. «На кухне посидим»: перед отъездом, по обыкновению, люди присели перед дорогой. Надежда поселиться в Петербурге испарилась, эта кухня – также чужая, временная. Да и едут они, по сути, в никуда. «Белый керосин»: смешанный с водой. Сборы недолгие, осталось взять в дорогу «хлеба каравай». С едва уловимой иронией поэт перечисляет, что еще можно сделать: примус накачай, веревок собери. Видимо, из-за бессонницы они даже решили не ложиться, собираться будут «до зари». Скорее всего, никто их не будет провожать. В заключительном двустишии поэт недвусмысленно дает понять, что над ним давно сгустились тучи, эти странствия могут закончиться преследованием, арестом, заключением. Потому и спешит усталая пара на вокзал, стремясь уехать туда, «где бы нас никто не отыскал». Выразительных средств немного, из эпитетов – разве что слово «сладко». Обращение в повелительном наклонении: хочешь. Лексика нейтральная и просторечная. Интонация обреченная. В столь коротком стихотворении есть живых приметы советского быта 1930-х годов: коптящая керосинка, шумный примус, обычный столовый нож, плетеная корзина для переноски еды.

За несколько лет до первого ареста О. Мандельштам пишет стихотворение «Мы с тобой на кухне посидим», где за повседневной картинкой чувствуется предчувствие поэтом своей трагической судьбы.

Куда как страшно нам с тобой 0 (0)

Куда как страшно нам с тобой,
Товарищ большеротый мой!

Ох, как крошится наш табак,
Щелкунчик, дружок, дурак!

А мог бы жизнь просвистать скворцом,
Заесть ореховым пирогом…

Да, видно, нельзя никак.

Я скажу это начерно, шепотом 0 (0)

Я скажу это начерно, шепотом,
Потому, что еще не пора:
Достигается потом и опытом
Безотчетного неба игра.

И под временным небом чистилища
Забываем мы часто о том,
Что счастливое небохранилище —
Раздвижной и прижизненный дом.

Да, я лежу в земле, губами шевеля 0 (0)

Да, я лежу в земле, губами шевеля,
Но то, что я скажу, заучит каждый школьник:

На Красной площади всего круглей земля,
И скат ее твердеет добровольный,

На Красной площади земля всего круглей,
И скат ее нечаянно-раздольный,

Откидываясь вниз — до рисовых полей,
Покуда на земле последний жив невольник.

Есть целомудренные чары 0 (0)

Есть целомудренные чары —
Высокий лад, глубокий мир,
Далеко от эфирных лир
Мной установленные лары.

У тщательно обмытых ниш
В часы внимательных закатов
Я слушаю моих пенатов
Всегда восторженную тишь.

Какой игрушечный удел,
Какие робкие законы
Приказывает торс точеный
И холод этих хрупких тел!

Иных богов не надо славить:
Они как равные с тобой,
И, осторожною рукой,
Позволено их переставить.

Как кони медленно ступают 0 (0)

Как кони медленно ступают,
Как мало в фонарях огня!
Чужие люди, верно, знают,
Куда везут они меня.

А я вверяюсь их заботе.
Мне холодно, я спать хочу;
Подбросило на повороте,
Навстречу звездному лучу.

Горячей головы качанье,
И нежный лед руки чужой,
И темных елей очертанья,
Еще невиданные мной.

Твоим узким плечам 0 (0)

Твоим узким плечам под бичами краснеть,
Под бичами краснеть, на морозе гореть.

Твоим детским рукам утюги поднимать,
Утюги поднимать да веревки вязать.

Твоим нежным ногам по стеклу босиком,
По стеклу босиком да кровавым песком…

Ну, а мне за тебя черной свечкой гореть,
Черной свечкой гореть да молиться не сметь.

Только детские книги читать 0 (0)

Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.

Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал.

Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду.

Я около Кольцова 0 (0)

Я около Кольцова,
Как сокол закольцован,
И нет ко мне гонца,
И дом мой без крыльца.

К ноге моей привязан
Сосновый синий бор,
Как вестник, без указа
Распахнут кругозор.

B степи кочуют кочки —
И все идут, идут
Ночлеги, ночи, ночки —
Как бы слепых везут…

Ещё не умер ты 0 (0)

Еще не умер ты, еще ты не один,
Покуда с нищенкой-подругой
Ты наслаждаешься величием равнин
И мглой, и холодом, и вьюгой.

В роскошной бедности, в могучей нищете
Живи спокоен и утешен.
Благословенны дни и ночи те,
И сладкогласный труд безгрешен.

Несчастлив тот, кого, как тень его,
Пугает лай и ветер косит,
И беден тот, кто сам полуживой
У тени милостыню просит.

Из омута злого и вязкого 0 (0)

Из омута злого и вязкого
Я вырос, тростинкой шурша,
И страстно, и томно, и ласково
Запретною жизнью дыша.

И никну, никем не замеченный,
В холодный и топкий приют,
Приветственным шелестом встреченный
Короткиx осенниx минут.

Я счастлив жестокой обидою,
И в жизни поxожей на сон,
Я каждому тайно завидую
И в каждого тайно влюблен.

Я вздрагиваю от холода 0 (0)

Я вздрагиваю от холода,-
Мне хочется онеметь!
А в небе танцует золото,
Приказывает мне петь.

Томись, музыкант встревоженный,
Люби, вспоминай и плачь,
И, с тусклой планеты брошенный,
Подхватывай легкий мяч!

Так вот она, настоящая
С таинственным миром связь!
Какая тоска щемящая,
Какая беда стряслась!

Что, если, вздрогнув неправильно,
Мерцающая всегда,
Своей булавкой заржавленной
Достанет меня звезда?

И поныне на Афоне 5 (1)

И поныне на Афоне
Древо чудное растет,
На крутом зеленом склоне
Имя божие поет.

В каждой радуются келье
Имябожцы-мужики:
Слово — чистое веселье,
Исцеленье от тоски!

Всенародно, громогласно
Чернецы осуждены,
Но от ереси прекрасной
Мы спасаться не должны.

Каждый раз, когда мы любим,
Мы в нее впадаем вновь.
Безымянную мы губим,
Вместе с именем, любовь.